Жизнь – лучший учитель

29 мая 2014
0
2978

Лучший подарок к своему 30-летию уральский художник Мэлс Отаров сделал себе сам – организовал выставку картин.

Она подвела черту под определенным этапом его жизни. Автор работает в разных жанрах: живопись, натюрморт, портрет. Есть авангард.

Это не первая демонстрация его творчества. Мастер выставлялся в Астане и Алматы. С интересом отнеслись к его работам в России.

Насыщенными цветами отличается творчество художника. Несмотря на яркость изображения, настроение разное. Одни работы наполнены позитивом и энергией, и, кажется, просто взрываются сочными красками! Другие поэтичны, в них чувствуется гармония и глубокий смысл.

Его философские работы отличает тщательная проработка и уместность каждой детали, каждого штриха. В картинах он обращается к духовной истории своего народа, но делает это не с помощью ее прямого отражения, а через символы и образы. Духовную силу Отаров изобразил в виде могучего черного быка, на котором восседает женщина-мать с детьми. Связь между прошлым и будущим – старик с внуком. Обращается Мэлс Отаров и к своим современникам.

– Мы много внимания уделяем материальным ценностям, больше, чем общению, творчеству. Мы не ценим простоты, не бережем то, что имеем. Кидаемся за вещами, тратим на обладание ими силы и время. Это меняет нас, обесценивает, – делится мастер.

Вдохновение для творчества Отаров черпает из окружающей его среды, кинематографа, творений других художников, даже из педагогической деятельности, он преподает в ЗКГУ.

– Нынешние студенты хотят экспериментировать, им не интересно заниматься аудиторной работой. Чтобы постоянно поддерживать их интерес к учебе, нужно владеть большим объемом теоритического и практического материала. В процессе подготовки к занятиям у меня рождаются идеи для своих картин, – рассказывает Мэлс.

Связь со своими корнями, с отчим домом – это то, что его волнует. В картине «Ұршық» светлая печаль по чему-то теплому и родному. Автор просит задуматься, обернуться назад, ведь позади оставлено, незаслуженно забыто особенно дорогое. Тонкой нитью каждый из нас связан со своим народом, с родителями. Связь не прервется. Ұршық – ручное веретено. С бесхитростной прялкой, перебирая шерсть, вечерами сидели его бабушка и мать – родные и близкие для него люди. Они воспитали в нем первое понимание красоты.

– Бабушка любила вышивать национальные орнаменты. Я был рядом, смотрел, – вспоминает Мэлс. – Мне нравилось наблюдать, как из кусочков материи рождается композиция, подбираются цвета. Это поднимало настроение. Некоторые мои работы и сейчас напоминают пестрое одеяло.

Отдельные сюжеты картин художника просты и понятны: природа, романтичные сцены постаревших Куреней, вечер и прибой Каспийского моря. Благодаря оригинальному стилю Отарова, эти сюжеты приобретают необыкновенную притягательность, врезаются в память, они просто нравятся.

– Когда я был маленьким, меня поили козьим молоком. Оно в большей степени схоже с материнским, – рассказывает художник. – Картина «Уыз» навеяна моими детскими ощущениями. Пожухлая степь. Бледная луна. Маленький ребенок посреди степи, присосавшийся к вымени козы – кормилицы. Это аллегория.

Характер человека, его отношение к жизни – это то, в чем пытается разобраться Мэлс. Он размышляет, как сохранить до конца нерастраченные человеческие качества: милосердие, доброту, сострадание.

– Сюжет картины «Друг» может показаться избитым и простым, – размышляет он. – Одинокий человек, идущий против ветра, спрятал у себя за пазухой маленького котенка. Путнику нелегко, он замерз и устал от длинного и трудного пути, но сердце не ожесточилось, в нем есть место для любви и жалости. Милосердие сейчас не в моде. Но как прожить без добра и сострадания? Как сохранить в себе человечность?

Он не придерживается определенного направления и стиля. Переносит на холст все, что волнует в данный момент. Главное, чтоб от души, от сердца. Рассматривая картины, понимаешь, здесь есть, над чем задуматься. Сквозь «Квадрат» он смотрит на современное общество.

– За квадратные метры мы ругаемся, из-за них портим отношения,– говорит Мэлс. – Теряем друзей и родных людей, объявляем им войну. В квадратных каменных коробках прячемся от окружающего мира, ограждаемся от людей. Спрятавшись, стараемся не замечать чужой боли и радости.

Балкон обычного многоэтажного дома. Два пожилых человека. Мы чувствуем их одиночество, тоску и грусть по далекому поселку, откуда они, скорее всего, родом. Старики не вписываются в городскую жизнь, с ее темпом и жесткостью. Только небольшое деревце, растущее рядом с балконом, и птаха на ветке напоминают пенсионерам об «украденной» свободе. Они внутри квадрата.

Мэлс Отаров родился и вырос в далеком ауле Кушанкуль Казталовского района.

– У нас не было ни художественных, ни музыкальных школ. Красоту, как было сказано выше, постигал в простых вещах, которые меня окружали. Помню, как любовался нежным закатом. Находим свою прелесть в выжженной солнцем степи. Дикий саксаул, растущий на знойной земле, казалось мне, тоже красив. Рисовать начал в раннем детстве. Сначала не получалось, на помощь приходил старший брат, у которого тоже есть талант к рисованию. После школы поступил в ЗКГУ. Остался работать в вузе по приглашению. Учу молодежь, но многому еще стараюсь научиться сам.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top