Ветер с моря

23 января 2020
0
3795

В начале 1980-х годов на Уральском судоремонтно-судостроительном заводе происходили воистину революционные перемены. Предприятие, строившее до этого несамоходные баржи грузоподъёмностью 50, 100, 300, 600 и 1000 тонн, готовилось к выпуску нового изделия: морских барж проекта 1736.

Уральское речное пароходство, как в далёкие 1930-е, вновь активизирует перевозки по Каспийскому морю. Проведены изыскания судоходной трассы до дельты Волги. В Гурьевский речной порт, который тогда являлся структурным подразделением пароходства, планировалось перевозить в больших объёмах ракушеблоки и гравий с полуострова Мангышлак. Для этого требовались морские баржи, устойчивые к каспийским штормам, достаточно компактные.

И уральские судостроители вновь показали свой высокий профессионализм. В 1984 году они приступили к строительству морских барж грузоподъемностью 500 тонн для перевозки ракушеблоков и гравия по Каспию из Баутино в Гурьев (ныне Атырау). Участвовал в этих работах легенда уральского судостроения Владимир Николаевич Чижов.

При сооружении барж пришлось перерабатывать металлический лист толщиной до 16 мм, выводить непривычные лекальные обводы оконечностей корпусов и фальшбортов, добиваться герметической задрайки крышек грузовых трюмов, создавать второе дно, внедрять полуавтоматическую сварку в углекислом газе. Все шесть барж, построенных уральцами, были сданы заказчику.

Удивительно, но большого шума в местных СМИ не было. Наверное, потому, что к постоянному выпуску новой продукции все давно привыкли и не считали нужным устраивать по этому поводу грандиозные пиар-шоу.

Так, уральское областное телевидение в одном из выпусков новостей сообщило о прошедшем в ДК им.

К. Ворошилова с большим успехом концерте группы «Земляне», очередной победе команды «Карачаганак АГС» в чемпионате СССР по хоккею с мячом в первой лиге, участии зарубежных фирм в освоении Карачаганакского месторождения. И в конце новостного блока, как бы между прочим, буднично сообщили о «спуске на судоремонтно-судостроительном заводе им. В.И. Чапаева очередной морской баржи…».

В то время после ухода на пенсию Кинжегалия Джунусова директором судоремонтно-судостроительного завода стал Евгений Васильевич Шукуров. Он родился 26 ноября 1932 года в поселке Лебедок Тайпакского района в крестьянской семье. В 1952-1954 гг. работал в Уральских судоремонтных мастерских плотником и нормировщиком, в 1962 году назначен старшим инспектором по кадрам.

Евгений Васильевич проявил себя талантливым организатором в самый ответственный для завода период, когда здесь начали осваивать морское судостроение. На предприятие поступило 10 единиц сложного технического оборудования стоимостью 700 000 рублей. Шукуров и другие руководители завода смогли мобилизовать коллектив на оперативный монтаж, установку и введение в эксплуатацию оборудования.

За эту операцию Шукуров 23 августа 1984 года отмечен в приказе начальника главного управления речного флота Казахской ССР Г. Багурина. Морские баржи, построенные в Уральске, бороздили волны Каспия, выполняя важные народнохозяйственные перевозки. Доставленный в Уральск ракушечник использовался при облицовке многих зданий областного центра.

В мае 1994 года во время поездки по Уралу на буксире-толкаче «Киев» довелось увидеть морские баржи в Атырауском речном порту, которым много лет руководил опытнейший речник, замечательный человек Владимир Занин. Несколько барж разгрузились и готовились к новым рейсам в Баутино. Одна баржа встала под разгрузку. Её мне и удалось запечатлеть.

После тяжёлых 1990-х завод возродился: строит и ремонтирует суда различного назначения. Масштабы, конечно, не те, что раньше, но при наличии заказчиков и финансирования здесь могут построить даже теплоход типа «Москва» проекта Р51. А как насчёт морских барж?

Речи об этом нет. Пока. Но в Северном Прикаспии сейчас нефтяной бум, весной текущего года начнёт углубляться Урало-Каспийский канал, по которому планируется перевозка с Каспия крупногабаритных грузов для предприятий нефтегазового сектора. Может, и морские баржи потребуются. Тогда при их постройке пригодится бесценный опыт таких людей, как Чижов.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top