Вечно живые

3 декабря 2020
0
1338

Спектакль «Вечно живые» по пьесе Розова в театре Островского идет с неизменным аншлагом. И хотя зрительный зал наполовину пуст, билет не купить – карантин. «В зале должно быть девяносто три человека – не больше. Но хотя бы так», – сказала главный режиссер театра и режиссер-постановщик спектакля Оксана Малуша. Но потом количество людей в зале снизили до пятидесяти. Ровно столько билетов в театр на один спектакль закупило для уральцев Консульство России: тема Великой Отечественной войны объединяющая, близкая всем. К тому же, вице-консул Владимир Волков родом из Костромы, а именно там, в 1943-м году, прибывший с фронта раненым Виктор Розов написал эту пьесу и именно на сцене Костромского театра она впервые – в 1956-м году – была поставлена.

Почему пьесу долго не ставили, понять можно: время героическое, а главная героиня никакая не героиня, а даже наоборот. Парня своего на фронт не хотела отпускать, на его проводы опоздала, верность ему не хранила, ничего не делала, пока другие воевали на фронте и работали в тылу. Только все страдала по любимому, что не помешало ей выйти замуж за другого, да носилась с его последним подарком – игрушечной белкой. А вот хорошенько осмотреть игрушку, чтобы найти записку, не удосужилась. Уж кажется, все эти орешки в корзинке белочки должна была перебрать. Но записку легко нашла другая женщина.

В общем, пока кто-то воевал-погибал, раненых спасал, спины не разгибал – все для фронта, все для Победы – эта Вероника-Белка только страдала, истерила и хорошо при этом устроилась. Тут уж хотя бы одно из двух: или страдай и храни верность, или меняй мужей. Ну и что, что ей всего восемнадцать? Зое Космодемьянской тоже восемнадцать было. Ну и что – у нее родители и жених погибли? У миллионов советских людей такая же судьба.

Вот такое было у меня когда-то впечатление от этой пьесы и даже от снятого по ней фильма «Летят журавли», несмотря на золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля и великолепно сыгранную роль Татьяны Самойловой.

Понять, почему при всем этом спектакль «Вечно живые» оказался вечно живым и не сходит со сцен десятков театров уже десятки лет, мне помог наш театр и спектакль, поставленный Оксаной Малушей. Не Вероника – главная героиня пьесы и вообще трудно назвать, кто там главный герой. Мне кажется, само время и слова из записки Бориса: «Бывают дни и минуты, когда наша частная жизнь, пусть очень счастливая, становится ничтожной перед жизнью всех нас, всего народа, всей страны». Борис – начинающий ученый – имеет бронь, но идет на фронт добровольцем. Он не может иначе: «Если я честный, я должен быть там». Марк (Руслан Джумахметов) на фронт не пойдет. Он и в тылу неплохо устроится.

– Эта пьеса о нравственном выборе, который всегда, в любые времена стоит перед человеком, поэтому эта пьеса всегда современна. Она о вечных ценностях – о любви, верности, долге, благородстве, предательстве, способности к самопожертвованию и покаянию, – сказала режиссер спектакля Оксана Малуша.

Спектакль готовили к 75-летию Победы, репетировали целый год – тщательно, с любовью прорабатывая каждую мизансцену, каждый диалог.

Спектакль начинается с песни Булата Окуджавы, которую под гитару поет Борис (актер Николай Романов).

Если ворон в вышине
Дело, стало быть, к войне.
Чтобы не было войны,
Надо ворона убить.

Песня сразу задает настроение, создает ощущение тревоги. Беззаботная и озорная Вероника (актриса Виктория Сторожевских) еще кокетничает с Борисом, но уже слышится печатный шаг солдатских сапог.

Удивительно, как на малом пространстве сцены, при лаконичности декораций (художник-постановщик Максим Будаев) перед зрителем предстают практически все периоды жизни людей в военные годы: проводы Бориса на фронт, эвакуация. Военных сцен нет, но война, которая выявляет как самые высокие человеческие качества, так и низменные, присутствует постоянно.

Наверное, самая трудная роль досталась Виктории Сторожевских. Ведь трудно вызвать сочувствие к ее героине. Но молодая актриса сумела передать надлом и надрыв, с которым Вероника искренне раскаивается.

Руслану Джумахметову тоже досталась непростая роль – его герой Марк «делает пакости и хочет оставаться честным человеком», как сказал о нем другой персонаж – отец Бориса (артист Виталий Котельников).

Очень харизматична и убедительна, как всегда, актриса Наталья Копеечкина в роли сестры Бориса, она играет врача. Запоминается эпизодическая роль Нюры-хлеборезки (актриса Юлия Ким).

Акценты и в пьесе, и в спектакле расставлены четко: на одном полюсе честные, они идут на фронт, работают в тылу, на другом – нечестные, которые умеют приспособиться и устроиться в любых обстоятельствах. Первые погибают и остаются вечно живыми. «Живы останемся – в вечном долгу перед ними будем… Ты думаешь, кому-нибудь на войну сына отправлять хочется?.. Надо!.. Ты что, считаешь, что за тебя, за твое благополучное существование кто-то должен терять руки, ноги, глаза, челюсти, жизнь?.. А ты – ни за кого и ничто!» – обращается к Марку с гневной тирадой отец Бориса.

Первые ушли в бессмертие. Вторые… Многие фразы из спектакля применимы к сегодняшнему дню. «Что поделать, если нечестные богаче честных?» – произносит вальяжная Антонина (актриса Анна Гальцева). «Не бренчи медалью!» – это слова Марка, обращенные к Володе (актер Алексей Егоров), раненому фронтовику. И бессильно сжатые кулаки «инвалида»: «До чего нелепое положение! Ты знаешь, на фронте проще: враг перед глазами, ясно, что с ним делать. А вот здесь ты стоишь передо мной, а что я могу? Тебя же убить надо, гад! Понимаешь, убить! Убить, а нельзя».

Эти вопросы: «Зачем мы живем, кому он и другие отдали свои недожитые жизни?», они мучили людей тогда, во время войны и после, актуальны и теперь.

В конце спектакля появляется Борис с гитарой, поет песню Окуджавы: «Матушка, не плачь по сыну – у тебя счастливый сын». Счастливый, потому что ушел в бессмертие. Вероника и Борис неподвижно смотрят в глаза друг другу. На вращающейся сцене застывают все персонажи драмы. Среди мелькающих предметов быта военной поры они кажутся изваяниями. А потом оживают. Вечно живые.

При всей многоплановости, «густонаселенности» пьесы спектакль получился слаженным, стройным. Как будто сошлись все пазлы в мозаике: музыка, декорации, бутафория, игра актеров. И в этом заслуга всего творческого коллектива, в первую очередь режиссера Оксаны Малуши.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top