В поисках публики

21 января 2021
0
5083

Пандемия стала причиной закрытия границ, отмены крупных спортивных соревнований и концертных программ. Однако музыку не остановить – артисты проводят концерты онлайн. Главный дирижер эстрадно-симфонического оркестра акима ЗКО Никита Говоров рассказал, насколько это сложно – готовить и проводить концерты без публики.

– Никита, расскажите немного о себе.

– Я выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных, до пандемии, с 2017 года, по приглашению директора Молодежного творческого центра Калиева Марата Кенесовича, сотрудничал с эстрадно-симфоническим оркестром в качестве дирижера. В течение сезона у меня была одна-две концертные программы.
Подобная форма сотрудничества распространена в мировой практике. Но в феврале прошлого
года я был приглашен на должность уже главного дирижера с постоянным проживанием в Уральске. Планов было много, но, к сожалению, поработать в полную силу из-за коронавируса не успели. Отработали в обычном формате только один концерт – «От классики до саундтреков», а в марте начались ограничительные меры, и музыканты, также как и все, стали переходить на полудистанционную и дистанционную форму работы. Все запланированные концерты отменили, и мы думали, как нам продолжить концертную деятельность в новых реалиях, одним из выходов стали онлайн-концерты.

– В чем сложность работы через интернет?

– Скажу сразу, отрепетировать полуторачасовую концертную программу большим коллективом в дистанционном формате практически невозможно. Мы стали записывать лишь некоторые, самые яркие, на наш взгляд, номера. Каждый музыкант репетировал дома. Мы выходили с ними в скайп на связь. Я оценивал качество игры, давал рекомендации, что-то поправлял. Потом отдельно каждый музыкант записывал себя на видео, и мы все это «сводили» в общую звуковую партитуру. Это не наша «придумка», так работал весь музыкальный мир. Очень много нюансов. Должны совпадать темпы, штрихи в струнной группе, другие тонкости, чтобы в целом потом прозвучало качественно. Ну, а когда ограничительные меры ослабили, мы уже смогли репетировать «по старинке», но не более 30 человек одновременно. Что позволило уже давать полноценные онлайн-концерты.

Мы можем проанализировать онлайн-выступления на примере концерта камерного оркестра ЗКО, состоявшегося 27 декабря. Это музыкально-литературный перформанс «Скажи мне, что ты меня любишь…» по мотивам писем Эриха Марии Ремарка к Марлен Дитрих. В нем мы решили объединить не только музыку, но и театральное слово. Вообще-то эта идея родилась намного раньше, до пандемии. С актером театра имени А.Н. Островского Русланом Джумахметовым планировали объединить музыку и слова в концерте, посвященном 75-летию Победы. Руслан должен был читать письма фронтовиков, их воспоминания и стихи, посвященные войне, а эстрадно-симфонический оркестр исполнять песни и музыку, связанную с Великой Отечественной. Но, к сожалению, в мае случился самый пик ограничительных мер. Тогда еще нельзя было собираться для репетиций даже малыми составами. Задумку отложили до лучших времен, но, надеюсь, в этом году все-таки получится. Но сама идея подобного концерта не покидала нас. Я решил поменять концепцию на более камерную с меньшим количеством участников. Такой формат – новинка для города. До этого руководитель детского ансамбля ложкарей «Николушка» Галина Калашникова проводила что-то похожее с оркестром русских народных инструментов, но это детский концерт, к тому же, без такого сценического действа, как у нас. Тут и заключалась сложность. Невозможность репетировать на сцене не позволила отработать все детали. Необходимо детально выстроить свет, звук, мезансцену и т.д. К звучанию зала должен привыкнуть чтец, солисты, оркестр, оператору необходимо понять, с каких точек ему снимать. Нам же предстояло все делать с первого дубля. Это требовало более тщательной подготовки. Пришлось многое обсуждать до записи концерта и со звукорежиссером, и с видеооператором, и с режиссером по свету. На мой взгляд, именно профессиональные качества всех участников позволили сделать этот концерт на высоком уровне. Как с музыкальной, художественной точки зрения, так и с эстетической. Особая благодарность Руслану Джумахметову, что он согласился принять участие в проекте. Также следует сказать спасибо нашим солистам Елене Шутаревой и Бейбарсу Зулпыкару, которые за короткое время выучили сложнейшие сольные партии, ведь музыка Астора Пьяццоллы ставит перед исполнителем очень много технических и художественных задач, с которыми они отлично справились.

– Может ли онлайн-концерт передать те же эмоции, что и реальный?

– Если сделан хорошо, то он фактически не отличается от других трансляций до пандемии. Мы же смотрим записи концертов и по телевизору, и в интернете. Конечно, живое исполнение – это особая атмосфера и совершенно другие эмоции у исполнителей и зрителей, и такое ничем не заменить. Онлайн-концерты предполагают прямую трансляцию и запись. Мы воспользовались вторым вариантом – записали с нескольких камер и смонтировали видео. 27 декабря, в день рождения Марлен Дитрих, провели премьеру. Но хотелось бы как в старые добрые времена встретиться со своим зрителем в концертном зале. Признаться, мы очень соскучились, надеюсь, это обоюдно. В будущем, думаю, формат онлайн-концертов станет редкостью. Хотя и здесь есть небольшие плюсы, например, выступление остается в интернете, и в любой момент его можно будет посмотреть, даже через много лет. Обычные концерты не всегда записываются, память о нем осталась только в сердцах зрителей и музыкантов.

– Вы отслеживаете число просмотров, комментарии зрителей?

– Конечно. Ведь это и есть оценка нашего труда, стараний. Если говорить про те же письма Ремарка – трансляцию премьеры в ютубе просмотрели 300 человек, фактически это полный зал театра им. А.Н. Островского. Концерт вызвал большой отклик в профессиональной среде, а также среди простых слушателей, которые следят за нашим творчеством. Много и комментариев. И это еще один плюс, ты можешь в любой момент узнать, что понравилось, что было наиболее интересным.
И все же мы с нетерпением ждем живых концертов и встреч с нашими зрителями!

– Спасибо за беседу.

Фото Ярослава Кулика и Никиты Говорова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top