Там, где проложены рельсы

7 августа 2014
0
1375

Уральское отделение дороги впервые было открыто с учреждением отделений железных дорог на сети СССР 20 сентября 1946 года приказом Народного комиссара путей сообщения №653/Ц.

Со времени открытия для движения поездов 25 октября 1894 года первой железной дороги в Казахстане от Покровской Слободы на Волге до г. Уральска протяженностью 396 км участок входил в состав Рязано-Уральской дороги. Станции, дистанция пути и все другие предприятия участка в административно-хозяйственном отношении и в оперативном плане подчинялись Рязани.

В 1896 г. тупиковая ст. Уральск стала важным транспортным хозяйством Рязано-Уральской железной дороги. Появились первые штатные работники железной дороги в Уральской области. Они – первоорганизаторы железнодорожного дела – достойны, чтобы назвать их фамилии: Константин Ельцов – ДС ст. Уральск, Филипп Веселовский – ДС Переметная, Константин Григорьев – ДС Зеленый, Николай Зубарев – ДС Шипово, Василий Полотебнев – ДС Семиглавый Мар, Марк Лечфорд – начальник паровозного депо, Александр Дритенпрей – обер.машинист, Эрнест Гиттерман – начальник дистанции пути, Адальбион Пфейфер – ревизор движения, Герман Вальтер – контролер-механик телеграфа.

В 1916 году были созданы служба движения, которую возглавлял коллежский секретарь А. Лесневский, служба пути – надворный советник

А. Мельцев, участок тяги – И. Средницкий. Кроме врача Г. Наумова уже было 3 фельдшера. Штат железнодорожников увеличился до 400 человек. Они были авангардом рабочих г. Уральска в дни революционных событий 1905 и 1917 гг. Еще в 1904 году был организован кружок «Искровцев», основателями его были ссыльные И. Савин, И. Ульянов, Н. Покатилов, К. Чувалев, Н. Смуров и др. Активно действовали в революционном движении организованные Колотилиным, Павловым, Небережновым профсоюзы и созданные военно-революционные комитеты. В 1919 г. на ст. Уральск рабочие паровозных мастерских оборудовали бронепоезд «Нежданный», который защищал красный Уральск. Паровозная бригада состояла из машинистов Наумова и помощника Горшкова и бойцов Разумова, Каралина, Москвичева, Спиридонова, Келихова. Бронепоезд вел оборонительные бои от моста Чаган до холодильника. Мост через реку Чаган оборонял отряд железнодорожников возглавляемый Чегуровым. Первым военкомом станции был Маркушин, ВЧК на транспорте возглавлял Набережнов. Белогвардейская 3-месячная осада Уральска была снята Чапаевым 11 июля 1919 г.

19 декабря 1936 г. первая в Казахстане женщина-машинист паровоза Злиха Темиршиева провела первый поезд на построенном участке пути Уральск-Илецк. В 1935 г. пошел пассажирский поезд Уральск-Москва, с 15 мая 1938 г. стал курсировать поезд через Уральск Москва-Алматы, который ходит и поныне.

В 1939 г. система управления была более усовершенствована. Сам узел Уральск с прилегающими участками от ст. Озинки и до разъезда Денной стал самостоятельной единицей со своими службами: ДН – служба движения, ПЧ – служба пути, ТН – служба тяги, ВЧ – вагонный участок. Первые руководители служб с большими организаторскими способностями и имеющие академическое и высшее образование, опыт работы в НКПС были Фенюков Н.М., Кондриков Г.Ю., Зуйкин Б.И., Лысов А.И. и другие.

Организация в 1946 году Уральского отделения дороги – НОД коренным образом отличалась от положения ДН. Отделения дороги образованы были «как первичный производственный орган, находящийся на полном хозяйственном расчете и самостоятельном балансе с правом юридического лица. Отделение должно осуществлять руководство хозяйственной и финансовой деятельностью всех линейных подразделений, находящихся в пределах его границ» (из приказа 653/Ц-46 г.) В соответствии с новым статусом начальниками Уральского отделения были: Александров А.А. 1946-1950 гг., Чавчавадзе Ш.М. 1950-1952 гг., Тимофеев П.Т. 1952-1955 гг., Петров 1955-1962 гг.

Эксплуатационная длина отделения дороги с тех пор составляет 498 км, отделение дороги располагается на территории Саратовской, Уральской, Оренбургской и Актюбинской областей и граничит с отделениями дорог: Актюбинским по ст. Яйсан искл., с Оренбургским по рзд. Кенисай искл., с Ершовским по ст. Озинки искл.

Открытие Уральского и других отделений дорог состоялось в тяжелое послевоенное время. Кандидаты на должность начальников отделений дорог были приглашены на утверждение в Москву в Народный комиссариат путей сообщения. Народный комиссар путей сообщения Ковалев И. вручил им форменные костюмы, шинели и папахи с генеральскими отличияи.

За время существования Уральского отделения, особенно в период восстановления народного хозяйства (с 1946 по 1962 г.) было многое сделано для укрепления хозяйства, технических средств, улучшения социального положения железнодорожников. В депо Уральска в 1948 г. появился первый тепловоз, а к 1953 году грузовые перевозки осуществлялись уже тепловозами серии 2ТЭЗ. Стали укладываться рельсы более тяжелого типа. Были построены в Уральске улицы Локомотивная, Паровозная (26 домиков для локомотивных бригад, а 48 для работников других служб). Возведены первые кирпичные двухэтажки, которые стоят и поныне. Всего было сдано 1000 кв.м жилья. По тем временам это много. Соорудили переходной мост через стальные магистрали у здания вокзала. Коллективы железнодорожников работали с воодушевлением, выполняли и перевыполняли нормы. Машинисты депо станции Уральск Абаньшин, Беднов решили работать по кольцевому графику без захода в депо. Их инициативу поддержали машинисты Мальков, Черкесов, Козлов, Криштопа и другие. А их коллеги Неживой, Дуванов, Мацегор, Соболев нашли резервы увеличения технической скорости, они стали водить поезда со скоростью 39,3 км/час вместо 31,7 км/час. По инициативе машинистов Шутова и Емельянова началось вождение тяжеловесных поездов на 4000 т и больше. Их примеру последовали бригады Мурзина, Семенова, Николенко, Гусева и другие.

Коллектив станции Уральск годовые планы погрузки и выгрузки грузов перевыполнял на 4,5 тыс. вагонов. По инициативе начальника дистанции СЦБ и связи Десятова Г.В. на локомотивах внедрялась радиосвязь, были радиофицированы путевые казармы, дома и общежития железнодорожников.

Был построен новый стадион «Локомотив».

В 1953 году Уральское отделение перевозок было передано в ведение Оренбургской железной дороги. Несмотря на трудные условия того времени, непрестанно наращивались темпы перевозок, государственные планы перевыполнялись. Работа Уральского отделения, в целом станций Уральск, Казахстан и других предприятий, а также многих железнодорожников по итогам первых послевоенных пятилеток отмечалась переходящими Красными знаменами, премиями, наградами. Орденами и медалями было отмечено 400 железнодорожников, в том числе орденом Ленина были награждены машинисты Гусев А.Г., Шипов И.С., Никифоров В.А., Кисляков Г.А., старший дорожный мастер Артомонов М.Г., мостовая обходчица Куранова Е.В., учителя железнодорожной школы Жукалина М.И., Цветкова В.А.

В 1962 г. Уральское отделение было расформировано и объединено с Актюбинским, с прилегающими участками Уральск-Озинки и Уральск-Казахстан-Илецк, был дан статус подотдела.

1 августа 1974 года на базе Уральского подотдела Актюбинского отделения дороги начало функционировать вновь открытое Уральское отделение дороги с непосредственным подчинением Казахской железной дороге. Это было вызвано прежде всего, возросшим объемом перевозок грузов и пассажиров и несоответствием пропускной способности многих станций и участков заданным объемам перевозок. Имели место и организационные помехи, неразбериха. Например, станцией Илецк руководил как Уральский подотдел, так и Актюбинское и Оренбургское отделения дорог. Темпы строительства жилья, медицинских и дошкольных учреждений отставали от потребностей, не развивалась техническая база предприятий отрасли.

Начальником отделения был назначен Альтаев Т.А. Он провел большую работу по укомплектованию штата, увеличению пропускной способности станций Илецк, Уральск, Желаево, строительству станции Уральск-товарная. Навел порядок на привокзальной площади в Уральске, где было множество разных ларьков и киосков, торговавших круглосуточно винно-водочными изделиями.

С 1978 и по 1998 год отделение возглавлял Сахтанов О.К. При нем на станции Илецк вместо 16 путей стало 33, на станции Желаево вместо 4 путей – 10. Построена новая станция Уральск-товарная из 6 путей. Для увеличения пропускной способности отделения было внедрено вождение сдвоенных и строенных поездов. Для их объединения на станциях Уральск-товарная и Яик построены с выходом на перегон специальные пути. В 1983 г. сооружены новый вокзал и пятиэтажное здание отделения дороги. Привокзальная площадь приобрела современный вид.

Была введена новая система диспетчерской централизации «Нива» вместо «ПЧ-ДЦ». На всем протяжении отделения деревянные шпалы были заменены на железобетонные с более тяжелым типом рельсов и бесстыковыми плетями.

Своими силами была возведена в Уральске современная больница – поликлиника на 150 коек и 200 посещений в смену. Она считается лучшей в области. Были возведены бытовые корпуса на станциях Уральск и Илецк, энергоучастке, в локомотивном депо Уральск, в дистанции пути, реконструированы локомотивное и вагонное депо, внедрена в них новая техника и технология ремонта. Вновь построены цех большого периодического ремонта тепловозов, колесно-роликовый цех вагонного депо, новые АТС в Уральске, Илецке, Казахстане, механизированный пункт подготовки вагонов на ст. Казахстан. Жилья построили 120 500 кв.м, в т.ч. 3 девятиэтажки и 2 детских сада, тысячи семей железнодорожников справили новоселье. Это равно было всему жилому фонду, построенному с 1894 по 1980 год!

Для работников линейных станций и разъездов было организовано курсирование бытовых поездов с вагонами-магазинами, вагоном-клубом, вагоном-поликлиникой, где велся прием больных. Регулярно, через день ходила вагон-лавка, доставляла хлеб и другие продукты первой необходимости на отдельные разъезды. Всю эту работу с начальником отделения дороги Сахтановым О.К. выполняли председатель райпрофсожа Соловьев В.А., Астафуров А.Т., заместители начальника отделения дороги Крахмалев А.Н., Осипов И.А., главные инженеры отделения дороги Шевченко А.И., Коваленко Н.П., начальники отдела кадров Халманов С.Ж., Некрасов Н.А., затем Рзалиев Н.Г. Успешно руководили предприятиями и вносили достойный вклад в общие успехи отделения дороги такие руководители как Жумагулов О.Б., Пономарев В.И., Мразовский В.Н., затем Гусев В.В. – начальники локомотивного депо, Минаев П.С., Осипов И.А., затем Мухамедьяров М.Ш. – начальники вагонного депо, Астафуров А.М., Утемисов А.М. – руководители дистанции энергоснабжения, Тажибеков К.Т. – начальник станции Уральск, Юрченко Н.П. – начальник станции Илецк, Дрямов Н.П. – начальник дистанции зданий и сооружений, Султангереев У.М. – начальник Уральской дистанции пути, Тарасов Н.П. – начальник ПМС-211, Тумабаев С.Б. – начальник дистанции сигнализации и связи, Заплетин В.А. – начальник отдела рабочего снабжения и многие другие.

20 ноября 1998 г. Уральское отделение дороги было преобразовано в отделение перевозок с правами оперативного управления перевозками. Начальником отделения перевозок назначен Сатыбалдиев А.А., затем Сахтанов Н.О., зам.НОД Мурзагалиев Г.К., НОДГ Деревянкин Н.П.

Большому испытанию на прочность подверглось отделение дороги в период реформ и оптимизации железнодорожного транспорта Казахстана. В 5 раз упали перевозки грузов и пассажиров, погрузка и выгрузка грузов в 3 раза, десятки тепловозов и сотни вагонов стояли без дела, штат работников уменьшился в 2 раза. В самостоятельные звенья были выделены социальные секторы и предприятия локомотивного хозяйства пути, связи, строительства и др. Это было первым шагом к демонополизации железной дороги и дало возможность сосредоточить внимание отделения дороги на основных функциях: перевозках, движении поездов и обеспечении безопасности. Железнодорожники приобрели опыт выживания и развития в рыночных отношениях. Стабилизировалась экономика республики, области. Это дало работу стальным магистралям, с 2009 года начался подъем работы отделения дороги. По итогам работы за 2009 год плановые задания все были выполнены.

Уральскому отделению дороги среди 14 отделений в Казахстане было присвоено первое место с выдачей крупной суммы на премирование работников. С 2001 по 2008 год отделение возглавлял Кажиденов К.С., с 2008 по 2010 гг. Есимбеков Д.Д., с 2010 по 2013 год Кабдешов С.Ж. В настоящее время успешно руководят отделением дороги НОД Кульмуханов Самат Бисенгалиұлы, зам. НОД Аккузиев Р.М., НОДГ Рзалиев Н.Г.

Автор: Михаил Надточий,
ветеран Уральского отделения дороги
Фото: Ярослав Кулик

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top