Светлое царство Слова и Музыки

23 февраля 2023
0
3285

В Европе запретили русских классиков – писателей, поэтов, композиторов. В Берлине накануне Нового года отменили традиционную рождественскую сказку «Щелкунчик и Мышиный король» – балет, музыку к которому написал Чайковский. Бдительные цензоры гендерной и прочей «политкорректности» нашли в сказке «расизм» и «сексизм». А в Уральске в театре Островского звучали слова и музыка двух добрых волшебников – великого сказочника Теодора Гофмана и великого композитора Петра Чайковского. И перед зрителями возникала чудесная история превращения деревянной игрушки в человека и победы добра над злом.

В роли Сказочника Теодора Амадея Гофмана – артист театра Руслан Джумахметов. Он в белом парике и камзоле читает сказку, а ансамбль музыкантов под управлением дирижера Никиты Говорова сопровождает это волшебной музыкой Чайковского. Мелодии – то нежные, то игривые, то тревожные, то батальные – рисуют картины того, что происходит в доме немецкого бюргера, где идет подготовка к новогоднему празднику. Дети тайком следят за взрослыми и нетерпеливо ожидают вручения подарков. Музыка передает это ожидание праздника, слышится даже веселый топот детских ног, спешащих к раздаче подарков.

Никому из детей не понравился некрасивый Щелкунчик, и только маленькая девочка пожалела, а потом полюбила деревянного человечка с большими зубами, щелкающими орехи. И пожалела еще больше после того, как он умудрился сломать их о слишком большой орех, который коварно подсунул ему ее брат. Но это не помешало Щелкунчику вступить в неравный бой с целой армией мышей и победить Мышиного короля.

Музыка – то лиричная, то драматичная – завораживает, рисует все эти картины. Взмах дирижерской палочки, и звучат победные фанфары, а некрасивый Щелкунчик превращается в прекрасного принца. И уже трудно понять, кто тут больше волшебник – Гофман или актер, читающий его строки, Чайковский или дирижер со своей палочкой, по мановению которой музыканты мелодией рисуют все эти образы, создавая общую, единую картину волшебной рождественской ночи.

Мы в нашей провинции не имеем возможности посмотреть полноценный балет. Но этот проект актера и режиссера Руслана Джумахметова, музыканта и композитора Никиты Говорова восполняет пробел в культурной жизни нашего города.

Очень органичное сочетание актерского мастерства Руслана Джумахметова и музыкального таланта Никиты Говорова делает их проект эмоциональным и легким для восприятия, несмотря на скудность сценических средств: только чтение, музыка, свет. Но Руслан мастерски владеет искусством чтения, делает нужные акценты, тонко улавливает интонации, и его проникновенный голос завладевает слушателями. А Никита Говоров также мастерски и эмоционально владеет оркестром. Как сказала одна моя знакомая – кажется, что он сам взлетит за своей дирижерской палочкой под эту волшебную музыку.

Это уже пятый подобный проект, когда я читаю с оркестром, – сказал Руслан Джумахметов. – Сначала сказка «Морозко» с Галиной Калашниковой, потом музыкально-литературная композиция по письмам Эриха Марии Ремарка к актрисе Марлен Дитрих – этот проект во время пандемии прошел в режиме онлайн. В дни Пушкина мы вместе с актрисой Викторией Сторожевских читали «Метель» по мотивам его повести с оркестром Никиты Говорова под музыку Свиридова. Симфоническую сказку Прокофьева «Петя и Волк» предложил Никита, и этот проект получился интересным. К «Щелкунчику» мы пришли совместно.

Сказку «Щелкунчик» уральцы смогли посмотреть дважды в декабре, один такой спектакль показали в Аксае. В январе в театре Островского состоялось завершающее, по словам Руслана Джумахметова, представление. Все-таки «Щелкунчик» – это сказочный символ Рождественских дней. И теперь зрители снова смогут попасть в эту сказку только в декабре.

Но к Восьмому марта творческий союз актеров и музыкантов готовит женщинам подарок: литературно-музыкальную композицию «Скажи, что ты меня любишь…» по письмам Ремарка к Марлен Дитрих. По словам Руслана, это уже опробованный, но расширенный проект, в котором примет участие еще актриса Анна Гальцева.

Для нашего города такие литературно-музыкальные композиции это новое в театральном искусстве и хорошо принимается зрителем, неиспорченным всевозможными перфомансами. (Я не люблю слова «перфоманс», хотя оно тоже переводится как «представление», но ассоциируется с похабной пляской богохульниц в алтаре Храма Христа Спасителя в Москве и прочей пошлостью). Эти композиции – тонкое соединение музыки и слова, мягкое, ненавязчивое, деликатное приобщение к высокому искусству и духовности – тому, чего так не хватает современному обществу. И если молодой человек после просмотра придет домой и ему захочется прочитать книгу Ремарка или еще раз услышать божественный «Вальс цветов» Чайковского, то значит, усилия актеров и музыкантов не пропали зря.

В планах у творческого союза новые проекты – для детей и семейного просмотра. И мы снова услышим и прекрасную музыку и добрые умные речи. А они там, в Европе, Америке пусть и дальше сходят с ума, запрещая наших и своих писателей, поэтов, композиторов. Когда-нибудь опомнятся и им будет стыдно.

Сберечь «светлое царство» в душе советовал сказочник Гофман, которого тоже, получается, «отменили» на его родине. А мы его сбережем – это светлое царство Слова и Музыки.

Фото из альбома Руслана Джумахметова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top