Проблемы ЖКХ: зри в корень

7 сентября 2017
0
2119

Прочитав такой заголовок, многие читатели наверняка подумали: в этом материале снова пойдёт речь о программе модернизации и развития ЖКХ. Нет. Программа – частный случай. Её выполнение во многом зависит от того, что происходит в нашей жилищно-коммунальной сфере сегодня. Ибо, как говорил В.И. Ленин, необходимо уяснить проблему в целом, решить стратегические, общие вопросы. В ином случае, работая над частными проблемами, мы каждый раз будем натыкаться на эти общие вопросы, что в конечном счёте повредит делу. О частностях у нас пишут много, но практически нет серьёзных, аналитических материалов о казахстанской системе ЖКХ. В каком она состоянии? Каково её будущее? Что мешает развитию нашего жилищно-коммунального хозяйства?

Нужны инвестиции!

Состояние дел в ЖКХ почти такое же, как и в других странах СНГ: высокий износ сетей и оборудования, достигающий 70-80%, устаревшие технологии, социально ориентированные тарифы и слабое финансирование объектов ЖКХ.

Понимая необходимость реформирования этой жизненно важной отрасли, Правительством Казахстана в соответствии с поручениями Президента Нурсултана Назарбаева приняты и реализуются Программа модернизации и развития ЖКХ на 2011-2020 годы и Программа «Акбулак» на 2011-2020 годы.

В соответствии с этими программными документами на обновление сетей и развитие коммунальной инфраструктуры выделены конкретные суммы из бюджета.

С другой стороны, пришло понимание того, что никакой бюджет, даже Германии или США, не в силах осилить нарастающие потребности в инвестициях без привлечения частных инвесторов. Именно поэтому вопрос повышения инвестиционной привлекательности ЖКХ выходит на первый план.

Во весь рост встают следующие актуальнейшие вопросы: как привлечь частные инвестиции в условиях дефицита бюджета? Как сделать привлекательной для бизнеса столь специфичную и социально чувствительную отрасль, как ЖКХ, обеспечив при этом доступность и качество предоставляемых услуг? Такие проблемы актуальны не только для Казахстана, но и для других стран.

А рынок где?

Надо иметь в виду: частный инвестор вложит средства и знания в проект, если будет уверен, что получит с него выгоду. Наряду с этим его заинтересует множество факторов, прямо или косвенно влияющих на условия и перспективы ведения бизнеса. Начиная от платёжеспособности клиентов, гарантий возврата вложенных средств, налогообложения, традиций ведения бизнеса, заканчивая отношением населения и властей к частному бизнесу.

При этом будет срабатывать правило рынка: чем ниже риски и лучше условия ведения бизнеса, тем меньше стоимость привлечённых финансовых средств и дольше срок их обращения.

С самого начала обретения Казахстаном независимости взят курс на рыночную экономику. Она объявлена приоритетом государственной политики по обновлению казахстанской экономики.

Но вот закавыка. Хотя большинство предприятий, работающих в различных секторах ЖКХ (электроснабжении, газовом хозяйстве, теплоснабжении, частично водоснабжении и водоотведении), а также почти весь жилищный фонд сегодня находятся в частных руках, переход отрасли на рыночные рельсы не осуществлён.

В случае с ЖКХ участниками рынка являются: потребители – население, предприятия и организации частного и государственного секторов, заинтересованные в получении качественных и доступных коммунальных услуг; поставщики коммунальных услуг – предприятия и организации, заинтересованные в получении прибыли от своей деятельности; государство в лице уполномоченных органов, заинтересованное в выполнении своих социально-экономических обязательств перед обществом.

В частности, еще в 2014 году эксперты отмечали, что в действующей схеме рассмотрения, утверждения и контроля над тарифами, кроме государства и монополиста, не участвует очень даже заинтересованная сторона – потребитель коммунальных услуг.

Тарифы – под контроль!

В том же 2014 году в Казахстане тарифы на коммунальные услуги по динамике роста опережали средний уровень инфляции почти в 1,5 раза. По данным Агентства РК по статистике, с 2005 по 2011 годы плата за электричество более чем удвоилась, стоимость газа, холодной и горячей воды выросла в 1,5 раза. В 2012 году при учётной инфляции 6% плата за услуги коммунальных предприятий выросла на 9,3%, в том числе горячая вода – на 10,8%, электроэнергия – на 10,1%.

Вот как оценил тогда сложившуюся ситуацию руководитель Центра развития государственно-частного партнёрства в ЖКХ АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Ибрагим Тойшибеков:

«Высокая и быстро растущая стоимость коммунальных услуг является второй по значимости угрозой после завышенной стоимости и недоступности кредитов банков второго уровня, существования малых и средних предприятий – основы социально-ориентированной рыночной экономики и первой с позиции жизненного уровня населения» («Казахстанская правда»,12.07.2013).

По мнению Тойшибекова, главная причина такого положения в том, что процесс тарифообразования в сфере ЖКХ не является прозрачным, так как отсутствует эффективная система контроля над тарифами. Не созданы полноценные, эффективно функционирующие институты, представляющие интересы потребителей, не установлены механизмы их взаимодействия с органами госрегулирования и представителями поставщиков коммунальных услуг, не создана прозрачная система принятия согласованных решений.

Нет также законодательного акта, который бы чётко регламентировал компетенцию, права и обязанности всех заинтересованных участников рынка коммунальных услуг и соответствовал потребностям развития отрасли.

Действительно. Например, нормы, устанавливающие компетенцию уполномоченного госоргана в системе ЖКХ, буквально рассеяны в большом количестве нормативных правовых актов, что усложняет правовое регулирование отрасли.

Например, в сфере энергетики, электроснабжения и теплоснабжения принято 47 нормативных правовых актов, в секторе водоснабжения и водоотведения – 21,
газа и газоснабжения – 15, лифтового хозяйства – 3,
коммунальных отходов – 1, общих актов – 10. Но и это не всё. Отношения в сфере коммунального хозяйства регулируются 97-ю подзаконными нормативными правовыми актами.

Тойшибеков вполне разумно сослался на международный опыт. Ведь только с появлением практикуемой в других странах прозрачной системы работы ЖКХ, а также заинтересованных управленцев или собственников появляется возможность финансирования проектов с помощью привлечения долгосрочных и дешёвых инвестиций через финансовые институты.

Только переход в управление или собственность имущества коммунальных предприятий даёт право и гарантии бизнесу вкладывать деньги, привлекать инвестиции, жёстко контролировать их расход и рассчитывать свои экономические действия.

Как считают эксперты, чем раньше предприятия коммунального хозяйства попадут в руки эффективного хозяина, тем быстрее общество и государство получат качественные услуги и адекватные тарифы.

«Потерялась» конкуренция

Надо также учитывать очень важное обстоятельство: в отрасли нет конкуренции – главного механизма достижения баланса в рыночной экономике.

Для достижения такого баланса в ЖКХ, где невозможна конкуренция в её классическом понимании, в развитых странах осуществлён переход к функционированию рынка, где компании-поставщики комуслуг конкурируют за возможность управления объектами коммунального хозяйства. То есть создана система, когда на конкурсной основе к управлению либо владению объектами коммунального хозяйства приходят дееспособные компании. Именно они и добиваются прибыли за счёт результативного управления, рационального расходования ресурсов, внедрения новшеств…

Для повышения привлекательности сферы жилищно-коммунального хозяйства для бизнеса необходимо также урегулировать вопросы налогообложения и предоставления преимуществ инвесторам, работающим в системе ЖКХ. Налогообложение должно быть гибким и стимулировать инвесторов вкладывать средства в отрасль.

Вывод очевиден: главными задачами государства по повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ на современном этапе должно стать усовершенствование нормативных правовых актов и технической документации. В ином случае никакого рынка в сфере ЖКХ не будет: Иван будет ссылаться на Петра, а Пётр на Ивана.

При этом в отрасли должна быть создана прозрачная саморегулирующаяся система, обеспечивающая баланс интересов всех заинтересованных сторон: государства, поставщиков и потребителей.

Но каков же тогда инструмент выполнения этих задач? Это государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства. От государства, его регулирующей роли так или иначе не уйти.

Наконец необходимо честно и открыто говорить о проблемах нашего жилищно-коммунального хозяйства. Эта сфера касается абсолютно всех, она вызывает и будет вызывать споры. Но искать пути решения проблем надо, исходя из изменившегося экономического базиса. Либо этот базис вернуть в прежнее состояние, и тогда наши сегодняшние методы функционирования ЖКХ будут ему соответствовать.

Впереди большая работа, и выполнять её придётся засучив рукава. Если, конечно, мы не хотим превращения нашего ЖКХ в обузу, тормоз дальнейшего развития страны.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top