Пасует тренер малышу

11 июня 2015
0
2288

Когда-то он готовил в футболисты взрослых дядей с завода и студентов со спортфака, теперь на его тренировки бегает «мелкота» – ребятишки в возрасте 5-6 лет. Тренер Антонов готов работать с любыми спортсменами, главное, чтобы они сами горели желанием заниматься, а уж он найдёт нужную методику, чтобы его ребята играли в футбол «на отлично».  

Жарко печёт солнышко. Но на игровое поле футбольного клуба «Акжайык» спешат родители: кто – за руку, кто – одобрительно держа за плечо, ведут они своих малышей на тренировку. В 14.00 юных спортсменов ждёт Николай Акимович Антонов – надо быть вовремя, тренер опозданий не любит.

Оставив ребят, родители тут же уходят прочь от игровой коробки – есть правило: детей во время тренировки никто и ничто не должно отвлекать.

Но волноваться родителям нечего – в руках тренера ребятня, как у Христа за пазухой – Николай Акимович встречает их, как самая заботливая няня в детсаде.

– Так, водички из своих бутылочек попили, форму переодеваем и скорее-скорее в строй, – ласково командует он своими воспитанниками.

Когда все футболисты выстраиваются в шеренгу – их всего 12, наставник сменяет тон.

– Так, сегодня мы сначала будем отрабатывать правильный спортивный шаг на поле, потом потренируемся в подаче мяча, – строго и твёрдо ставит он задачу.

Юные футболисты буквально смотрят тренеру в рот.

Когда он даёт команду разбиться на две группы и построиться возле лежащих в центре поля верёвочных лестниц, те, как маленькие кузнечики, вприпрыжку бегут туда.


– Я рос спортивным ребёнком, занимался лёгкой атлетикой, настольным теннисом, шашками, – вспоминает тренер Антонов. – Футбол вообще был моей страстью. Едва наступало лето, мы с ребятами, кто жил в районе парка Кирова, нас ещё называли «чирки», начинали гонять мяч. У нас было шикарное поле – это там, где сейчас стоит телевышка, куда мы приглашали команду третьей школы. После игры мы обязательно дрались, но потом обязательно собирались и… вновь играли.


– Так, правую ногу согнули, приподняли, шагаем вперёд, – объясняет Николай Акимович и сам демонстрирует, как нужно выполнять упражнение.

Увидев, что первый же мальчик допускает ошибку, тренер спешит на помощь, наклонившись, бережно сгибает ногу ребёнка в колене и помогает ему сделать первый шаг.

– Все поняли? – спрашивает он. – Выполняем.

Малыши послушно кивают, но уже через секунду Антонов вновь наклоняется над другим мальчиком, и детально показывает, как сгибать ногу, как её переставлять. И так с третьим, четвёртым, пятым.

Вторая команда малышей, увидев, что тренер отвлёкся, прекращает вышагивать по своей лестнице, ребята балуются, толкают друг друга и смеются.

– Так, вы команда футболистов или хулиганов? – делает им замечание Николай Акимович, разогнувшись после очередного объяснения последнему, шестому игроку первой команды.

И, уже обращаясь к нам, говорит:

– Вот, видите, одному мне несподручно с ними – внимание у таких малышей ещё рассеянное, они не хотят наблюдать, как занимаются другие, чуть отвлёкся, и у них интерес к упражнению пропал. Прошу у руководства помощника в мои группы, но пока не дают…

– Так, хулиганы, давайте, показывайте, как вы будете по-спортивному шагать, – вновь обращается он ко второй команде. – Ваши соперники уже по два раза лестницу прошли, а вы по разу ещё не одолели. Будете баловаться, по домам отправлю, и мамкам вашим скажу, чтобы больше на футбол вас не приводили.

Услышав эту полушутливую угрозу, те самые хулиганчики спешат один за другим пройти спортивным шагом по лестнице.

– Ножку, ножку сгибай, – весело командует тренер. – Не надо так сильно её задирать. Молодцы, молодцы, старайтесь, соревнуйтесь, кто лучше, кто быстрее. Тяжело в учении, легко в бою…

Обе команды, втянувшись в эту игру, один за одним проделывают заданное упражнение.

И вдруг Николай Акимович замечает, что всё-таки один игрок улизнул от тренировки и мечтательно стоит у сетки, забыв обо всём на свете.

– Ох, ты горе моё луковое, – совсем как дедушка внука отчитывает его тренер. – Чего ты тут стоишь?! Разве мама тебя для того сюда привела, чтобы ты ворон ловил? Пожалуюсь ей сегодня, что ты лентяйничаешь!

Мальчик спешит вернуться в строй. У него развязался шнурок, но он не знает, как его завязать. Тренер моментально наклоняется и – раз – шнурок в порядке.

– Так, вставайте все на линию, – вновь командует Николай Акимович. – Сейчас я буду накатывать вам мяч, а вы ножкой должны его остановить, чуть катнуть в мою сторону и дать мне пас серединкой стопы.

Наставник демонстрирует упражнение и пинает мяч первому игроку, потом второму, третьему…

На моё удивление, у большинства детей это упражнение выходит просто блестяще. Тем, у кого оно не получается с первого раза, Антонов даёт пас ещё и ещё раз.

– Не торопись, ножку заранее выстави, приготовься остановить ею мяч, – терпеливо объясняет он. – Те ребята, кто второй год занимаются, и то это упражнение ещё не одолели. А вы многие уже сумели его сделать. Это первое наше занятие по координации, научитесь ещё, главное – заниматься.


– Страсть к спорту привела меня в Алматинский государственный институт физкультуры, – говорит Николай Антонов. – Я не смог поступить туда с первой попытки, хотя показал отличные результаты на вступительном экзамене. Три года я работал спортинструктором на механическом заводе, создал там футбольную команду, секцию по шашкам, но мечту об институте не бросил. Я туда поступил, стал тренером. И ни о чём не жалею.


Проходит ещё десяток минут, и тренер вновь командует:

– Сейчас две минуты – перерыв, попейте водички, а потом поставим ворота, и вы немножко поиграете – трое на трое.

Дети врассыпную бросаются к своим пакетам и рюкзачкам.

Уже через минуту они выскакивают на поле, делятся на команды, и… начинается жаркая схватка.

– Ур-р-ра, мы забили гол, – раздаётся спустя несколько минут после начала, и трое ребятишек одной из команд бросаются друг к другу, чтобы поздравить с первой победой.

– Мелкота, а уже знают, что взрослые футболисты после гола обнимаются, – довольно улыбаясь, говорит Николай Акимович.

– Трудно таких малышей тренировать? – спрашиваю я.

– Нет, – отвечает он. – Я же своих обоих сыновей с пелёнок к футболу приучал, нянькался с ними на поле, вот теперь мне этот опыт и пригодился (смеётся). Два года уже работаю с малышнёй: начинал с ребят 2002 года, теперь у меня тридцать детей 2009-2010 годов рождения, тридцать – 2008-го. Летом очень сложно, на каникулах к нам стремится целый поток ребятни – по 40-50 человек группы набираем. Но потом они сами отсеиваются, когда осень приходит – у кого-то не получается играть, кто-то ленивый, у кого родители ленивые – устают возить. У нас же тренировки три раза в неделю – в понедельник, среду, пятницу. По желанию ребят и по воскресеньям собираемся. Терпения с ними, конечно, много надо, они же несмышлёные. Иногда после двух-трёх тренировок подряд у меня язык просто шевелиться перестаёт – им же все до мелочей объясняю.


– Я больше тридцати лет работал на спортфаке пединститута, создал там несколько футбольных команд из студентов, преподавателей, – рассказывает Николай Акимович. – Через мои руки прошло немало известных в области футболистов – теперешний помощник главного тренера «Акжайыка» Артур Авакянц, директор областного футбольного Центра Виктор Каблов, профессиональный спортсмен Саша Любимкин. Мне хочется верить, что желание заниматься футболом всерьёз пришло к ним именно на моих тренировках.


Как скоро Антонов видит результаты своей работы с малышнёй?

– Конечно, с первого года больших результатов не добьёшься, – откровенно признаётся он. – Но уже на второй команды формируются, в них проявляются лидеры, которые «горят» желанием играть, показывают отличные результаты. Сейчас у меня в команде 2008 года двое таких – Рахим Турдалиев и Эрик Бисенгалиев. Думаю, команда будет сильная, во многом благодаря им… Мои ребятишки два года тренируются при клубе «Акжайык», а потом я передаю их в футбольный центр «Акжайык». В прошлом году я отправил туда своих воспитанников 2007 года рождения – среди них много перспективных футболистов.

Есть ли у Николая Акимовича прогнозы относительно малышей 5-6 лет, которые прибегают на его тренировки сейчас?

– Говорить, кто из этих ребят точно станет профессиональным футболистом, я не могу. Но уже вижу, что у многих есть способности. Моя задача – научить их азам игры. А что будет дальше? Посмотрим. Какому учителю не хочется, чтобы его прославили ученики?!

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top