Парадоксы высшей школы

7 декабря 2017
0
1429

В последние годы казахстанские эксперты, работодатели, журналисты всё чаще приходят к неутешительному выводу об избыточном количестве вузов и студентов. Это крайне отрицательно сказывается на качестве подготовки молодых специалистов, приводит к серьёзным диспропорциям на рынке труда.

Несколько лет назад тогдашний министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов затеял оптимизацию вузов, пообещав сократить их количество (лишив лицензий наиболее одиозные университеты, объединив мелкие) в полтора раза – с 149 до 100. Касалось это в основном коммерческих учебных заведений, но могло затронуть и некоторые государственные.

«В итоге в ближайшие два года общее число вузов по стране станет около сотни. Это позволит нам выйти на принятый в развитых странах показатель по числу вузов по отношению к населению. В большинстве регионов Казахстана будет по одному государственному и одному крупному частному вузу», – заявил тогда глава МОН РК.

С той поры прошло больше четырёх лет. Что же мы имеем сегодня? После сокращения количества вузов до 136 (ещё при Жумагулове) движение в этом направлении почти прекратилось.

По мнению газеты «Central Asia Monitor», главная тому причина – мощное сопротивление со стороны вузовского лобби: хозяевами коммерческих университетов являются очень влиятельные люди. Можно назвать и другие причины. Например, поддержка этого лобби частью общественности, которая почему-то уверена в том, что чем больше казахстанцев с дипломами, пусть даже они не подкреплены соответствующими знаниями, тем лучше. Наконец, третья – отсутствие решительности в вопросе оптимизации вузов высоких инстанций.

Давайте обратимся к фактам. Ежегодно в нашей стране более 100 000 молодых людей заканчивают вузы. Куда они трудоустраиваются, насколько востребованы – большой вопрос. По-видимому, регулярная статистика на сей счёт отсутствует. Во всяком случае найти её в открытом доступе невозможно. Поэтому приходится довольствоваться отрывочными сведениями за разные годы.

На официальном сайте МОН есть два объёмных документа – «Национальный сборник «Система образования РК» (2014 г.) и «Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования в РК». В первом много таблиц, диаграмм, во втором – текстового аналитического материала почти на 300 страниц, но ответа на поставленный вопрос нет. Приводятся, правда, такие данные: в 2012 году количество выпускников вузов, обучавшихся по госзаказу, составило 27 939, из них трудоустроились 23 768, в том числе по полученной специальности – 18 172, или 65%.

Речь идёт о тех, кто раньше прошёл через сито отбора по итогам ЕНТ, затем, уже в студенческие годы старался хорошо учиться, чтобы не лишиться завоёванного гранта. То есть, это лучшие выпускники вузов. А среди тех, кто учился на платной, так называемой коммерческой основе, процент трудоспособных должен быть гораздо меньше. Кроме того, нужно иметь в виду, что «платников» как минимум раза в два больше, чем «грантников».

В одном из номеров российского журнала «Almamater. Вестник высшей школы» за 2016 год опубликована статья специалиста АО «Информационно-аналитический центр» (Казахстан), и в ней приводятся просто шокирующие данные:

«Из общего числа выпускников вузов 2014 года, принятых на работу (47 331) в первый год после окончания вуза, только 12% (5 595 чел.) устроились по специальности». Но если считать не от числа трудоустроенных, а от общего количества выпускников, которых было вдвое больше, то конечная цифра будет и вовсе скромной – примерно 6%.

Нетрудно заметить, что данные АО ИАЦ сильно разнятся с теми, что приводит МОН. Возможно, истина где-то посередине, но и это не утешает. Если, говорят эксперты, взять средние значения, то получится, что работать по специальности идут от силы 20% выпускников вузов.

Столь удручающую статистику иногда объясняют тем, что потенциальные работодатели сегодня неохотно берут на работу молодёжь с отсутствием практического опыта. Но почему не берут? Наверняка потому, что много раз убеждались в низком качестве подготовки будущих специалистов в подавляющем большинстве отечественных вузов.

Какой смысл принимать в вузы тех, кто в школе не показывал приличных знаний и на ЕНТ едва преодолел пороговый уровень?! Это во-первых.

Во-вторых, чем больше студентов, тем больше требуется квалифицированных педагогов – а где их взять? Резко падает качество преподавания.

Наконец, рынок труда не в состоянии принять избыточное количество выпускников вузов: вакансий для них практически нет. Например, людей с дипломами юристов, менеджеров, экономистов в Казахстане хватит вперёд лет на 100, однако университеты продолжают плодить их практически прежними темпами.

Интересно, что вузы не несут никакой ответственности ни за качество обучения, ни за трудоустройство выпускников. Студенты теряют лучшие четыре года своей жизни (а многие ещё и миллионы тенге) на получение образования, которое им вряд ли пригодится в будущей жизни. Государство же рискует получить целую армию безработных с дипломами.

Качественное обучение студентов в вузах – важнейший государственный вопрос. Это – будущее дальнейших преобразований в казахстанском обществе. Но кто эти преобразования будет проводить в жизнь – плохо образованные люди? Поэтому дальнейшие изменения в высшей школе необходимы.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top