Неумирающие звуки

31 марта 2022
0
3113

Не так давно в районе Монкеулы появилась мини-скульптура «Человек, обнимающий кобыз». Автор Аслан Серикбаев.

Как говорит сам художник, его идея проста – в современном мире все трансформируется, легко потерять свою этническую индивидуальность.

Аслан был участником симпозиума художников, где ему предложили сделать мини-скульптуру ко Дню города. Материал – известняк.

У каждого художника была своя идея, но прежде чем заняться оригиналом, изготавливали эскизы и утверждали. Человек с кобызом возник в его воображении сразу. В планах мастера продолжить творчество в этом направлении.

Аслан преподает в музыкальном колледже имени Курмангазы декоративно-прикладное искусство и в рамках программы учит студентов изготавливать инструменты. Мастер не без гордости говорит, что у него талантливые ребята.

В 2000 году он сам окончил институт культуры имени Даулеткерея. Сразу стал преподавать. В колледже встретился с Бактыгереем Сулейменовым, земляком, который и научил его мастерить музыкальные инструменты.

За все эти годы он сделал их достаточно много, так что легко можно собрать несколько оркестров.

Аслан показывает домбру, изготовленную им. Касается струн, инструмент оживает и подает нежный голос. Мастер играть на нем не умеет и нотной грамоты тоже не знает, работает, как говорит, по интуиции.

Заказы время от времени ему поступают. Он обязательно учитывает предназначение – в подарок или для выступлений.

Иногда просят отправить инструмент за границу. Представители казахской диаспоры в Америке обучают детей языку, знакомят с традициями, учат играть на домбре и кобызе. Аслан делал инструмент для них.

Звучание у каждого кобыза или домбры свое, даже если его сделал один мастер и из одной породы дерева.

Кобыз в старину использовали в ритуальных обрядах. В наши времена его звуком не лечат, но он по-прежнему любим народом и популярен. Звучание настолько красиво, что сравнить его нельзя ни с каким другим инструментом.

– Настоящий кобыз, конечно же, отличается от своего современного брата, – рассказывает мастер. – Во-первых, по внешнему виду: когда-то он выглядел несколько иначе. Например, нижняя часть была обтянута тонкой верблюжьей кожей, а струны из конского волоса, что и делало звучание неповторимым и глубоким. Звучание современного инструмента больше похоже на скрипку, и оно, естественно, не идет ни в какое сравнение с оригиналом.

Аслан в работе использует старинную технологию. Она сложней, но особенность звучания того стоит. Его кобыз, как и положено, обтянут верблюжьей кожей, которую он выделывает сам, со струнами из конского волоса, а домбра со струнами из органики (кишок).

– Это забытый прием, – говорит мастер. – Мы слышали о нем, но точно не знали всей особенности превращения органики в струны. Все решилось случайно – опытом поделился домбрист, коллега Ербол Губайдуллин. В районе, откуда он приехал, оказывается до сих пор есть люди, которые умеют это делать. Техника сложная, у меня получилось не сразу, но все-таки результат достигнут.

Основная проблема теперь – материал. Пока границы закрыты, ему приходится использовать местное дерево, а оно не такое качественное. Ни один поваленный ствол не остается без его внимания, все приносит в свою мастерскую. Заготовка может стоять в углу продолжительное время, но в какой-то момент руки мастера до нее все равно дойдут. Две недели работы, и кусок дерева обретет новую форму, жизнь и голос, инструмент будет радовать многие годы.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top