Не прервётся нить времён

2 июня 2016
0
2224

У областного музея юбилей. Праздничная программа в этот день насыщенная. После торжественной части: награждений и концертной программы в Казахском драматическом театре, началось самое интересное…

В экспозиционных залах аншлаг. Поздравить именинника пришли ценители истории. Знатоки сразу заметили, к имеющимся, обновленным экспонатам добавились две новые выставки – группа начищенных до блеска самоваров (из местного фонда) и изделий декоративно-прикладного искусства, привезенных из Каратобе.

В числе особых гостей – Сара Искаировна Танабаева, Феликс Аркадьевич Баюканский. Когда-то они работали здесь вместе.

Сара Искаировна пришла в музей в 1969-м году, тогда он еще находился в Храме Христа Спасителя.

– Маленький зал, да и фонды не сравнить, – вспоминает она. – Небольшие отделы: природы, Гражданской и Великой Отечественной войн, современности. Небольшое количество экспонатов.

Со временем фонд пополнялся. На поиски старинных вещей отправлялись экспедиция за экспедицией. Открывались другие музеи, в том числе и в районах.

В общей сложности музею я отдала 44 года жизни. Хотя в самом начале думала, что пришла временно. Директор музея Урхия Ибрашевна Ершуриева меня не отпустила. Я ей за это благодарна. С 1984 по 2008 год я сама возглавляла его работу.

Феликс Аркадьевич вспоминает:

– «Прочесали» всю область в поисках интересных вещей. Нашли отличный камзол. Торговались. 200 рублей – дорого. Не могли купить, но и упустить не хотели, приехали за ним через год, но цена выросла в два раза. Хозяева вещи правильно поняли, что без него мы не уедем. Пришлось брать.

Потом стали объезжать Мангистаускую, Кызылординскую, Актюбинскую области.

Бывший музейный работник уверен, и сейчас, если проехаться по областям, с пустыми руками назад не вернешься.

На первом этаже удобно расположились мастера. Каждому выделен полированный стол, накрытый скатертью, на котором представлен товар лицом.

Инженер НИИ «Гидроприбор» Рашид Сатханов пришел первый. Парень сожалеет, что поздно узнал о приглашении.

– Я ведь еще торшеры изготавливаю, сувениры различные, – объясняет он. – Но здесь только шкатулки.

Самое сложное – орнамент, его он выпиливает лобзиком. Основной материал, который использует в работе – пластик.

По соседству – представители лавки сувениров «Изумрудный город». Основная тематика – Уральск и все что связано с ним.

Художник Сабит Урынбаев выставил картины. Пишет масляными красками. Среди прочих «Подсолнухи», «Натюрморт», «Антошка», «Волки». Каждая пропитана светом, радует необычной насыщенностью цветов.

Нурбол Амиржанов, педагог Назарбаев Интеллектуальной школы расположился в зале археологии. Здесь организовал мастер-класс. Учит всех желающих работать с глиной. Чтобы не запачкать музейные дорожки, расстелили огромных размеров клеенку. Все самое необходимое – гончарные круги, стулья, ведра привезли из школы.

Лепит не только молодежь. Тамаре Сергеевне 65 лет, она, засучив рукава, уверенно мнет глину. Шлепает кусок на гончарный круг, деловито нажимает на педаль. Не получается, но мастер подбадривает – главное, не сдаваться.

Ерболат Мусагалиев владелец обувного ателье «Марал». Туфли, ботинки, портфель, сапоги – все из кожи. У него своя мастерская. На столе образцы материала, с которым работает.

Студенты музыкального училища имени Курмангазы развернули целое театрализованное представление. Традиция «Бастаңғы» ушла в прошлое. Поэтому особенно интересно узнать, как это было.

– У казахов существовала традиция, когда родители молодого человека или девушки уезжали, в доме собиралась молодежь, – объясняет главный хранитель музея Марина Кужаковна Мурзагалиева. – На вечеринке ребята угощались, пели, шутили. Но за ними обязательно присматривали старшие, например, сноха, жена брата. Вон она, в платке. Парни и девушки не только знакомились, они могли как-то намекнуть о своих чувствах. Вот одной из них понравился парень, он играл на домбре и пел, она подарила ему платок. И все это делается с юмором.

– Музей организован в 1936 году, под управлением местного учителя М.К. Курилина. Сейчас он располагается в историко-архитектурном здании, построенном в 1879 году в восточном стиле для русско-казахской ремесленной школы.

В настоящее время это крупный культурно-просветительский центр, в котором идет постоянная научно-исследовательская работа. В фондах насчитывается более 100 000 единиц хранения.

На основе Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея в 2007 году открыты три самостоятельных музея, ранее существовавшие как филиалы: мемориальный дом-музей Героя Советского Союза М. Маметовой, музей Природы и Экологии, мемориальный комплекс имени М.А. Шолохова, – переходя из зала, в зал рассказывает экскурсовод Асылжан Габдулловна Мурзабулатова.

Были в этот день и другие, но уже непрофессиональные гиды. Об экспозициях гостям рассказывали журналисты. Среди них Жандос Хамза, Жаннат Кошкинбай, Эльмира Рахмешева.

Перед входом в музей директор Мирбулат Бижанович Ерсаев лично запрягает коня по кличке Актанау. Его привели из конно-спортивной школы. Справляется ловко: пара минут, и уже на коне. Мирбулат Бижанович объясняет, уже завтра Актанау отправится на очередные соревнования по кокпару.

– Казахи и лошади – это неразрывное, – говорит он. – Я сам из Джанибека, с лошадьми общаюсь с детства. И живя в городе, посещаю конную школу.

Ровно в полночь в музее произошло самое главное чудо. Ожили портреты: Жангир хана, его жены Фатимы, предводителя восстания Махамбета Утемисова, Александра Сергеевича Пушкина, Емельяна Пугачёва… Пришли в движение и другие экспонаты.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top