Наряд уральской казачки

14 января 2021
0
6485

В музее «Старый Уральскъ» хранится коллекция женской одежды. За стеклянной витриной – скромные ситцевые сарафаны и роскошные, расшитые золотой нитью выходные платья. Каждое из них когда-то принадлежало уральской казачке.

Наталья Владимировна Комарова, руководитель ансамбля казачьей песни «Уральцы», одна из тех знатоков, кто может часами рассказывать о традициях и быте уральских казаков. В этот раз она вводит нас в мир моды.

Сама и в повседневной жизни придерживается стиля. На ней длинная широкая юбка, приталенная кофточка, короткий облегающий полушубок и, конечно, роскошный платок, спадающий по плечам. Наталья Владимировна не без гордости рассказывает, что ее предками были уральские казаки. И тяга к расписным платкам, украшенным густой тесьмой, и широкополым юбкам не просто дань моде, а некая душевная потребность.

Она перелистывает уникальное иллюстрированное издание «Русский национальный костюм», выпущенное в Оренбурге. Целая глава посвящена нарядам уральских казаков. Здесь фотография и самой Натальи Владимировны. Она в старинном сарафане, который сейчас хранится в музее Емельяна Пугачева.

– Снимок сделал фотограф Александр Кравченко в 1992 году. Автор сейчас проживает в Австралии, – рассказывает Наталья Владимировна. – Костюм до этого хранился в Областном краеведческом музее, затем передан музею Емельяна Пугачева. Когда мне подарили эту книгу, не сказали про снимок, поэтому для меня это был приятный сюрприз.

В книге дано полное описание истории казачьего костюма. Это своего рода целая исследовательская работа.

На вопрос кто такая казачка, она говорит определенно. Это верная, преданная жена, заботливая мать, экономная хозяйка, женщина свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни господ, закрытых теремов и гаремов. Казачки как никто другой умели ждать своих мужей из военных походов, которые длились годами, а порой и безвозвратных. История жизни казачек знает факты, когда они наравне с мужчинами с оружием в руках вставали на защиту своих детей, куреня и станицы. Несмотря на все это, казачка не теряла основных черт, свойственных прекрасному полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

Директор музея «Старый Уральскъ» Геннадий Леонидович Мухин рассказывает, насколько ценной является коллекция старинных платьев. Собирали ее по крупицам. Одни наряды по личной инициативе передавали в дар горожане, другие приходилось покупать за большие деньги.

– Относиться к экспонатам необходимо более чем осторожно, ведь каждому из них более ста лет, – говорит Геннадий Леонидович. – Неважно, обычная ли эта сорочка девушки из бедной семьи или дорогое атласное платье невесты, за которое родители отдали не один килограмм икры и осетрины. Сегодня их историческая ценность примерно одинакова.

– В казачьих семьях заботы по дому и воспитанию детей ложились на плечи женщин, – разъясняет Наталья Владимировна. – Хлопот было полно, так что шить, вязать хозяйки могли только в зимние вечера.

Известно, что уральские казаки начали расселяться по реке Яик с 1580 года. Они основали Яицкий городок. Жили в землянках, женами не обзаводились. Одевались, кто во что горазд. Носили татарские, персидские, русские кафтаны, бешметы, широкие штаны и кожаные сапоги. В зимнее время – зипуны и шубы. Верхнюю одежду подпоясывали яркими широкими поясами из дорогих тканей с золотыми кистями на концах. Сапоги были сафьяновые черного цвета, отороченные алым бархатом или кожей. И только при Александре I введена единая форма для уральских и оренбургских казаков, которую, надо сказать, они не особо жаловали за ее парадность.

– Уральские казачки практически до XX века носили старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, схожие с русскими северных и центральных губерний России. Для праздничного костюма рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотой вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты, бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлическими филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотой вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотых и шелковых нитей.

Ближе к началу ХХ века в гардеробе казачек стали появляться кофты и юбки, называемые «парочкой». Юбка имела несколько подъюбников, в том числе и с кружевами по подолу. Верхние юбки украшали воланами и кружевом. Кофты в зависимости от покроя называли кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шились свободного кроя, не приталенными, длиной на полчетверти ниже пояса, с воротником-стоечкой. Застежки шились сзади или сбоку, рукава были длинными до кисти. Матене называлась кофта свободного покроя ниже талии, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние казачки. Кираса – плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, с воротничком-стойкой. Застегивалась кираса спереди на множество мелких пуговиц. Последнюю носили только молодые женщины.

Головные уборы женщин были строго регламентированы. Считалось большим грехом «показать волосы» постороннему мужчине. Незамужние девушки носили перевязки – широкие полоски ткани, которыми обвязывали голову. Иногда на лоб приспускали поднизь – сетку из бисера или жемчуга и накрывали все это сооружение платком. Перед свадьбой одну косу расплетали на две и укладывали на макушке кольцом. На него надевали волосник – вид шапочки, обод, обтянутый тканью – головной убор замужней казачки. Волосник имел ритуальное значение. Если казачка выходила замуж «убегом», без благословения родителей, надевать его на свадьбе не могла, во избежание порчи. Также нельзя надевать, когда ее будут хоронить. Парадным головным убором замужней казачки была сорока – вид русского кокошника, только края его одинаково высокие, а иногда задний край даже выше переднего.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top