Кризисам вопреки

13 февраля 2020
0
380

В лихие 1990-е автор этих строк никак не мог встретиться с руководителем одного из уральских предприятий для подготовки материала в газету. Сегодня он не может, завтра нужно проконсультироваться с какими-то «большими людьми»… А потом и вовсе исчез. Читатель наверняка догадался, что речь о судоремонтном заводе: вокруг разваливающегося предприятия тогда много вилось всяких дельцов и «руководителей», не имеющих представления о судостроении и судоремонте. Никто уже, наверное, и не верил, что завод возродится. Но вот пришёл Владимир Самсонов, бывший капитан Уральского речного пароходства, руководивший тогда ТОО «Дизельпром», и дело пошло.

Спасённый «Алмаз»

В первую же нашу встречу он бросил:

– Ну и «наруководили» здесь до нас, наворотили!..

Пришёл Владимир Борисович не один, а со своей командой опытных работников-речников.

Завод, основанный в 1928 году, в советское время стал известным в Казахской ССР предприятием. С его стапелей сходили сухогрузные и нефтеналивные баржи грузоподъёмностью 300, 600 и 1000 тонн, пассажирские теплоходы типа «Речной» и «ПС», брандвахты, карчекраны, морские баржи проекта 1736.

Уменьшение объёмов судоремонта и судостроения, связанное с сокращением судоходства по Уралу, могло поставить ТОО «Судоремонтный завод» на грань банкротства. Однако заводчане, изучив потребности в судостроении и судоремонте в Западном регионе Казахстана, решили сделать ставку на судостроение.

Сначала заводчане укрепили материально-производственную базу. В механическом цехе заменили перекрытия, отремонтировали крышу, управленческий корпус оснастили современной оргтехникой… Но самое главное – на завод были возвращены старые, проверенные временем кадры и, конечно же, сохранён их костяк.

– В 2019 году нам удалось выполнить всё, что запланировали, – говорит Владимир Самсонов. – Мы не только обошлись без сокращений и отправки работников в вынужденные отпуска. Напротив, набрали ещё людей… Осенью перевезли с Шалкара теплоход «Алмаз» – будем его ремонтировать. Затем либо сдавать в аренду, либо это судно будет работать на Каспийском море.

С «Алмазом» вообще случилась целая эпопея. В советское время и в первые годы казахстанской независимости у АО «НИИ «Гидроприбор» действовала на озере Шалкар база. Там и работал «Алмаз», судно морского типа с осадкой 120 см (как у «Москвы»), под началом Петра Штаха – бывшего капитана Уральского пароходства. После падения уровня озера «Алмаз» обсох на берегу. Судно могли разграбить, потому ТОО «Судоремонтный завод» договорилось с прежними хозяевами теплохода о его перевозке в Уральск на ремонт.

– Когда мы приехали на Шалкар, увидели, как катастрофически обмелело озеро, – говорит Самсонов. – Речки Есенанкаты и Шолаканкаты в него уже не впадают. На машине я ехал через их высохшие русла… Осмотрели «Алмаз»: стало понятно, что нужно днище менять. Главное – мы спасли судно. «Алмаз» ещё послужит людям.

Соединяя берега

Большим событием не только областного, но и регионального масштаба стал ввод в эксплуатацию понтонного моста через Урал около Чапаева. Все секции для него изготовлены на судоремонтном заводе. Довелось побывать на предприятии в июле, когда работы завершались. Тогда Самсонов говорил, что предстоит решать сложную задачу – доставить секции к месту назначения по обмелевшему Уралу.

На это с помощью буксиров-толкачей «БТМ-3» и «Дастан» ушло почти три недели. Прибыли в Чапаево – возникла новая проблема: мост не умещался в русле. Что за диво? Ведь работники завода побывали в Чапаево заранее, произвели необходимые замеры: ширина русла 127 метров. Конечно, предполагали, что вода ещё упадёт, но чтобы настолько… Новые замеры показали, что ширина уже 115 метров – так стремительно обмелел Урал!

Пришлось прокопать на берегу большую выемку и едва ли не «затолкать» туда мост. Он, кстати, разводной: центральная секция отходит в сторону, освобождая путь судам, с помощью специальной лебёдки.

Ввод моста в эксплуатацию позволил напрямую направить транспортные потоки на Актобе, Самару и Саратов, решить вопросы местных автоперевозок.

Атырау с теплоходом. А Уральск?

Большим событием для Самсонова и его коллег стал спуск на воду 24 сентября 2014 года комфортабельного пассажирского теплохода. Он был построен и спроектирован в ТОО «Судоремонтный завод» на базе советского проекта Р118 «Фонтанка».

Суда этого проекта предназначались для работы в центральной части Ленинграда, богатой историческими и культурными памятниками. Уральцы внесли ряд новшеств с учётом особенностей Урала: длина судна увеличена до 25 м, ширина – 5,5 м, высота борта – до 1,5 м, скорость составляет 20 км/ч, осадка 0,5 м, имеются три каюты, санузел, в прекрасно отделанном пассажирском салоне 65 посадочных мест, пассажировместимость – 100 человек. Теплоход приводится в движение водомётным двигателем мощностью 250 лошадиных сил. Это идеальное судно для Урала!

Спуск «Фонтанки» – большая трудовая победа заместителя директора завода Николая Свитича, начальника производства Юрия Терешонкова, рабочего Александра Шукурова, слесаря Петра Арбузова, мастера слипа Александра Смирнова и многих других заводчан.

По давней традиции моряков и речников начальник технического бюро Тамара Сайгакова разбила о борт теплохода бутылку шампанского. Спуск прошёл успешно. Буксир-толкач «БТМ-3» доставил судно заказчику – акимату Атырауской области.

После спуска Владимир Самсонов в беседе с автором этих строк особо отметил:

– Мы не только «Фонтанку», но и теплоход типа «Москва» можем построить, были бы заказчики и финансирование. Штат, если надо, мы увеличим. Думаю, что такие суда нужны Уральску, ведь спрос на пассажирско-экскурсионные перевозки большой.

И вот директор завода вновь подтвердил, что от своих слов не отказывается.

Постройка теплохода проектов Р51 и Р51Э типа «Москва» потребует мобилизации всех возможностей предприятия и может стать мощным стимулом в его развитии. Ведь такая работа – это качественно новый уровень. Суда этих проектов строились не где-нибудь, а на московских судоверфях и шли на экспорт в страны Европы и Египет.

Сегодня Уральск остался без современных пассажирских судов. По этой причине приходится нещадно, с большой нагрузкой, эксплуатировать «Ангару» с плавучей верандой: она и на Учужный затон ходит, и выполняет заявки предприятий и организаций по отдыху на Урале. Нередко речникам приходится уговаривать отдыхающих, чтобы они… БЫСТРЕЕ ОТДЫХАЛИ: скоро отправка в рейс на Учужный(!). Разочарование, спешка, удивление («А куда «Москву» и «Зарницы» подевали?!)…

Так что без пассажирских судов никак не обойтись. Да и не пристало в технотронный век по третьей по протяжённости реке Европы на каких-то колымагах ездить. В Атырау заказчики на пассажирский флот нашлись. По некоторым сведениям, там хотят заполучить вторую «Фонтанку». Может, и у нас заказчики найдутся?

Расширять рынок сбыта

Только в 2013 году по собственным проектам предприятие построило две насосные станции производительностью 2000 кубометров в час, шесть малых насосных станций круглогодичной эксплуатации производительностью 30-100 кубометров в час. Впоследствии строительство больших и малых насосных станций продолжилось.

Следует особо отметить, что в последнее время завод освоил выпуск земснарядов производительностью от 800 до 1800 кубометров по грунту, предназначенные для добычи песчано-гравийной смеси, углубления рек и других водоёмов, что позволит решать не только производственные, но также природоохранные задачи. Например, расчищать вконец заиленные и замусоренные Чаган и Деркул.

Объективная потребность в речных перевозках даже в нынешней непростой экономической ситуации немалая: это песчано-гравийная смесь, кормовая ракушка, крупногабаритные конструкции для Карачаганака и нефтегазовых месторождений шельфа Северного Каспия. Флот Урала нуждается в обновлении, и внести в это весомый вклад может ТОО «Судоремонтный завод».

В 2018-2019 годах предприятие по заказу наших соседей – атыраусцев отремонтировало два рыболовецких судна – морское и речное, производило обработку пластин для ТЭЦ города Атырау, готовилось к строительству катеров на 10 человек для семейного отдыха.

На столе в кабинете Самсонова, как и во время нашей прошлогодней встречи, красовался рисунок дебаркадера, заметно большего по размерам прежнего, стоявшего около Стелы до августа 2006 года (ныне он находится в кемпинге «Мечта»). Мой собеседник заметил, что пора бы восстановить в Уральске современный городской пассажирский причал, и судоремонтный завод может построить именно такой дебаркадер. Вопрос в том, кто выступит заказчиком с соответствующим финансированием и кто возьмёт на баланс?

Задание на завтра

Вообще ближайшее будущее предприятия надо рассматривать и с точки зрения Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Нурсултана Назарбаева.

Шаг № 65 гласит: «Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки. Запуск проекта по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов… через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию».

Возобновив строительство морских барж, предприятие может стать потенциальным участником этого и других транспортных коридоров.

Фото автора

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top