Командир высокого полёта

3 февраля 2022
0
4138

В конце прошлого века Уральск всё чаще называли западными воротами Казахстана, инфраструктура города во многом приобретает современный облик. Большой вклад в это внёс начальник Уральского аэропорта Вильгельм Агапов.

Потому что мы – пилоты

18 августа в городе Ейске Краснодарского края в семье служащего Павла Агапова родился сын Вильгельм. Вскоре началась Великая Отечественная война, и командир партизанского отряда Павел Агапов погибает в застенках гестапо. Но потеря отца, суровые военные годы только закалили Вильгельма.

Война не убила в нём интерес к авиации, всплеск которого в СССР в 1930-е годы был просто фантастическим. Поддерживало мальчика и воспитание его мамы Анны Алексеевны – честной и трудолюбивой женщины.

В 1954 г. Агапов закончил 10 классов в Ейске на подготовительных курсах при Военно-морском ордена В. Ленина авиационном училище имени И. Сталина. Затем училище первоначальной подготовки лётчиков, а в 1957-м уволен в запас. В 1958 г. Агапов заканчивает Сасовское лётное училище, а в сентябре того же года поступает на работу пилотом Павлодарского аэропорта.

С первых же дней Агапов показал себя грамотным и любознательным работником, требовательным к себе и товарищам. Командование назначает Вильгельма сначала командиром авиазвена, затем авиаэскадрильи, а в 1965 г. – командиром лётного отряда.

Агапов руководит школой экономических знаний, выступает перед личным составом с докладами на общественно-политические темы, его заносят в Книгу трудовой славы министерства гражданской авиации СССР.

1 мая 1974 г. Вильгельма Павловича назначают командиром Уральского объединённого авиаотряда, который уже имел славные трудовые традиции.

Ещё 31 июля 1933 г. первым начальником аэропорта Уральск назначен П. Иванов, под руководством которого началось оборудование посадочной площадки в районе Ханской рощи. В 28-й уральский авиаотряд начали поступать самолёты У-2, прибывали пилоты и специалисты.

Осенью 1935 г. авиаотряд начал летать с нового аэропорта в 8 км северо-восточнее города. Он укомплектовывается новыми отечественными самолётами «Сталь-2», «К-5», «Сталь-3», начинаются авиаперевозки в Новую Казанку, Джаныбек, Каратобе.

Аэропорт для города

Наиболее интенсивное развитие аэропорта Уральска пришлось на конец 60-х – начало 70-х годов ХХ века. В 1973 г. вступил в строй новый аэропорт, который начал принимать самолёты ИЛ-18, АН-24, ТУ-134 и ТУ-154. В 1983 г. поступили в эксплуатацию комфортабельные чехословацкие самолёты Л-410, налаживается регулярное авиасообщение со всеми райцентрами области.
С приходом Агапова развитие аэропорта и авиаперевозок приобрело мощный импульс. В 1975 г. построен командно-диспетчерский пункт. В 1976-1979 гг. вводится в строй новый аэровокзал, удлиняется на 400 м взлётно-посадочная полоса.

Большое внимание Вильгельм Павлович уделяет улучшению производственной инфраструктуры: строятся центральная котельная с инженерными сетями и дорога в аэропорт. Возводятся также социальные объекты, в том числе жилые дома для работников авиаотряда по улицам Демократическая и в микрорайоне «Северо-Восток».

Уральский аэропорт приобретает современный облик, вся его инфраструктура сформировалась в период работы Вильгельма Агапова. Вместе с ним трудовую славу уральским авиаперевозчикам создавали заместитель начальника авиаотряда по наземным службам Сергей Шестернин, начальники отдела перевозок Галина Феоктистова, авиационно-технической базы – Иван Басан, службы спецтранспорта – Владимир Кеслер, службы движения – Евгений Кошелев, службы ГСМ – Владимир Морковин, ОКСа и эксплуатации наземных сооружений – Александр Конников, командир 137-го лётного отряда Михаил Лоенко, главный бухгалтер Михаил Рязанцев.

Вильгельм Павлович был исключительно корректным человеком, практически не повышал голос на подчинённых. Однако это не помешало ему превратить Уральский авиаотряд в сплочённый коллектив единомышленников, способный решать самые высокие задачи.

В 1988 г. Агапов уходит на пенсию. Он много лет жил в Уральске, а в 2007 г. уехал в Россию. В последующие годы авиаотрядом руководили Александр Машуков, Олег Амангалиев. Уральский аэропорт преобразовали в АО «Международный аэропорт «Акжол», который возглавил генеральный директор Даурен Алдажаров…

Аэропорт прошёл реконструкцию. Кроме обслуживания самолётов ИЛ, ТУ, ЯК и АН, он стал принимать воздушные суда типа «Боинг» и «F-50». В аэропорту бережно хранят память о Вильгельме Павловиче Агапове – блестящем руководителе, душевном и внимательном человеке, сыгравшем огромную роль в развитии авиационного транспорта Приуралья и инфраструктуры Уральска.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top