Классический эффект

13 ноября 2014
0
515

«… И хорошее настроение не покинет больше вас!» Именно так вы будете чувствовать себя после концерта Западно-Казахстанского областного камерного оркестра – коллектива молодого, творческого, ищущего свое лицо и уже имеющего своих поклонников.
Недавно он открыл III концертный сезон в областной филармонии имени Г. Курмангалиева, вызвав бурные овации. «Как, уже все? Так мало…», – огорчилась публика, пришедшая насладиться классической музыкой. «Давно зал не был так полон», – перешептывались зрители, покидая свои места.

Областной камерный оркестр с директором Г. Алиевой, в центре

И замечу, в числе слушателей была в основном молодежь, хотя, как известно, классике больше отдает предпочтение старшее поколение. Не берусь искать объяснение этому: либо юные уральцы созрели и тянутся к серьезной музыке, понимая, чувствуя и проникаясь ее глубиной, философией и испытывая потребность в этой духовной пище, либо исполнители также молоды, и всех вместе увлекает одна стихия, либо… Вариантов может быть много. И это не главное, важнее то, что музыкантам удалось найти точки соприкосновения, направить энергетику в зал, зажечь ею зрителей, и… не отпустить.

Апогеем стал «Дуэт Теодоры и мистера Х» Имре Кальмана в исполнении солистов филармонии Аксулу Жумалиевой, лауреата международного конкурса вокалистов в Македонии, и Айбара Хайырханова, лауреата республиканского конкурса имени Мукана Толебаева. И это был мини-спектакль: красотой и голосом Теодоры любовался весь зал, впрочем, как и ее спутника. Внес шарм и Валерий Пузаткин из камерного ансамбля «Классика», солируя на гобое.

Эмоции шли по нарастающей, достигая кульминации, когда к оркестру присоединился ударный инструмент и на волю вырвались динамичные ритмы произведений Майкла Джексона в аранжировке Асхата Хасанова. От него и Акылбека Бектасова, также лауреата республиканских конкурсов, невозможно было отвести взгляд, они «зажигали», светясь вдохновением и улыбками. Восторг волной прокатился по залу, вернувшись на сцену новым импульсом для артистов. Бурные аплодисменты не умолкали, никому не хотелось расходиться.

«Кто этот молодой человек – Асхат Хасанов, дирижер оркестра?» – спросила я после концерта директора Западно-Казахстанского областного камерного оркестра Гульжан Алиеву. «Его стаж более десяти лет, он окончил алматинскую консерваторию, но работал в Актау, у нас – со времени основания оркестра. Талантливый парень, поддерживаю таких, не хочу держать в определенных границах, пусть растут, совершенствуют технику исполнения, предлагают новые идеи. Публике нравится что-то необычное, неординарное».

Классическая музыка серьезна. Ей подвластно передать многогранность звуков, гамму чувств, ощущений, задеть глубины подсознания, совершив в них переворот, нарисовать воображаемые картины… это целый мир. Классика позволяет за короткий промежуток времени побывать в разных странах, соприкоснуться с природой, людьми, их традициями, бытом.

В репертуаре коллектива – Томозо Альбинони «Симфония соль-мажор», Отторино Респиги «Античные танцы», Эдвар Григ «Сарабанда». Сарабанда – название старинного народного испанского танца. Вот как писал русский композитор Чайковский о произведениях своего норвежского друга Грига: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, находящее в нашем сердце сочувствие на отклик». Этим все сказано. Мелодии говорят вместо слов, и этот язык понятен всем.

Произведения зарубежных композиторов сменились отечественными: Бакир Тажибаев «Ақбұлақ», Сейдолла Байтереков «Кюй», Махамбет кюй «Жұмыр Қылыш». И тут уже любому казахстанцу без предисловий ясно, о чем идет речь. С первых звуков чуть ли не физически ощущается знойное лето, нависшее над иссушенной, но такой родной степью, нещадно палящее солнце. Издалека доносится топот коней, голоса всадников, приближающихся к юрте, из которой выходит тонкая, стройная девушка, с длинными черными косами, потупив взор… А то вдруг картина сменяется скачками, возбужденными возгласами батыров… Невольно закрываешь глаза, уносясь воображением в далекое прошлое.

Однако же вернемся в настоящее, к тем, кто дарит нам эти картины. «Мы сотрудничаем с Рашидом Ивановичем Скуратовым, заслуженным деятелем Татарстана, он многому научил ребят. В этот раз на открытие сезона не смог приехать, находясь в дальнем зарубежье. Дирижер такого уровня для нас – находка, – рассказывает Гульжан Турежановна. – Более двух лет с нами работала, приглашенная из Киргизии, Бакита Акибаева (альт), также внесшая свою лепту. В августе она уехала в Астану в симфонический оркестр. Отличная подготовка у Надежды Нурпеисовой (виолончель), училась в алматинской консерватории, преподает в институте культуры. Виктория Муллагулова (скрипка) очень способная, с сильным характером, в чем-то даже мужским, – улыбается руководитель. – Серьезно относится к музыке, не опустится до халтуры. Елена Криуля (скрипка) – одна из самых молодых в коллективе, одаренная, окончила консерваторию в Самаре. Обе – примы, первые скрипки. Это, можно сказать, наш костяк».

Коллектив молодой, практически всем до 30 лет. Однако директор убеждена, что смену все равно готовить надо; периодически проводят мастер-классы для учащихся музыкального колледжа и студентов института культуры. Оркестр в партнерских отношениях с музыкальной школой в Аксае. Вообще в Аксае их выступления хорошо принимают иностранцы. Выезжали на гастроли в Актау, Атырау, по районам: Федоровка, Переметное, Дарьинское. Есть желание выступить в Чингирлау, однако подумывают, стоит ли рисковать: дорога дальняя, их автобус «ПАЗ» видавший виды, вдруг произойдет поломка или что-то непредвиденное, а инструмент дорогой, нуждающийся в определенной температуре и микроклимате.

«Надо больше выступать перед молодежью, в школах, прививать эстетический вкус, приучая к классической музыке, – продолжает Гульжан Турежановна. – И растить своих музыкантов, удерживать их в Приуралье, чтобы они не уезжали. Струнные инструменты – скрипка, виолончель, фортепиано в среде музыкантов считаются элитными, игре на них обучаются семь лет. Строг и возрастной ценз, детей 8-9 лет в эти классы уже не принимают – поздно. Как говорил Коган, на скрипке надо играть замечательно или не играть вообще, поскольку посредственную игру слушать невозможно, она звучит безобразно».

Думаю, добавлять что-либо еще нет смысла. Камерный оркестр надо слушать. И наслаждаться.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top