И себе, и людям

18 декабря 2014
0
3949

Два предпринимателя – обоим уже за 50, за плечами – опыт простых трудяг, а в душе – стойкое желание работать не только ради денег, а чтобы и окружающим приятно было пользоваться услугами их фирм. Кто они? Обычные жители нашего с вами города, такие же уральцы, только более деятельные, из породы тех, что просто не умеют сидеть на одном месте.

С этими предпринимателями – Куаном Таушанбаевым и Александром Шубертом – нас познакомили сотрудники фонда «Даму» в ходе пресс-тура по предприятиям, которые воспользовались помощью государства для развития своего бизнеса.

Рискнул – повёз в глубинку

Куан Таушанбаев – основатель ТОО «Қазақстан Елім», предприятия, которое занимается пассажироперевозками по 9 отдалённым районам области.

– Более 15 лет назад были отменены маршруты общественного транспорта в глубинку – Тайпак, Жангалу, Жанибек, Каратобе, Сайхин, Джамбейты, потому что эти маршруты были нерентабельными, – вспоминает Куан Таушанбаев. – В посёлках тогда появились частные извозчики, которые стали доставлять людей в райцентр, причём брали за проезд очень дорого. Я сам родом из Джамбейты. Там живут мои родные. Поэтому я всегда был в курсе этой проблемы. Много лет на встречах с акимами сельчане поднимали вопрос: почему к ним не ездят маршрутные автобусы? Я долго размышлял о том, что могу сделать для людей в этом плане. Проблему с районными перевозками я знаю изнутри. Сам в молодости был водителем маршрутного автобуса в своей Джамбейте. Поэтому решил для себя: рискну – куплю автобусы и предложу акимам услуги по пассажироперевозкам из районов в Уральск.

И рискнул: в 2011 году Куан Таушанбаев взял в банке кредит по линии фонда «Даму» (это тот кредит, где 7% по годовой ставке платит за предпринимателя государство) – почти 1 миллион долларов и закупил 9 южнокорейских суперсовременных автобусов марки «Hyundai».

– В 2012 году я вышел на тендеры со своими автобусами и выиграл лоты по 9 районным маршрутам до 2019 года, – говорит предприниматель. – Мои маршруты охватывают 17 отдалённых посёлков по области, где одно сплошное бездорожье. Когда я в Жанибеке свой маршрут запускал, зам. акима области Серик Шапкенов лично присутствовал на встрече. При всех мне сказал: «Вы, Куан Ситалиевич, герой!» Это ж он не просто так сказал. Знает, что там дороги страшные. В сам Жанибек когда едешь, есть отрезок – 30 километров. Так я на этой дороге уже через два года один свой «Hyundai» уже похоронил. Техника на такой дороге долго не выдерживает. А я всё равно не жалею, что это дело начал, вижу – народ мне благодарен. Люди рады, что могут в комфорте и безопасности до города добираться. А это для меня – бальзам на душу…

«Люблю без сбоев»

К слову сказать, благодарны предпринимателю Таушанбаеву не только пассажиры, но и сами водители автобусов, которые благодаря ему – не безработные. Все они – водители и зачастую механики автобусов – жители тех районов, в которые ездят таушанбаевские «Hyundai».

– У меня в штате 47 человек, большинство из них живут в тех посёлках, из которых утром выезжают наши рейсовые автобусы, – поясняет Куан агай. – Этих водителей мы нашли через районные центры занятости. Им удобно – утром они уезжают на своих автобусах с пассажирами в Уральск, а вечером уже возвращаются назад. На мой взгляд, у моих водителей неплохая зарплата: по 150 тысяч в месяц – за отдалённые посёлки, по 120 тысяч – за ближние. У слесарей оклад – по 100 тысяч. Я люблю, чтобы вся техника у нас была отлажена, как часы. Людям зарплату плачу вовремя, но и требую, чтобы сбоев в работе не было.

Лишь одно обстоятельство мешает работе ТОО «Қазақстан Елім» – «пираты» (другими словами, нелегальные таксисты в районах).

– В месяц я плачу государству 700 тысяч тенге налогов, работаю по закону, – говорит Куан Таушанбаев. – У меня в штате есть медики, которые перед рейсом обязательно проверяют водителей. Есть механики, которые постоянно контролируют техническое состояние автобусов… У таксистов-нелегалов нет ни медиков, ни механиков, и налогов они не платят, а люди всё равно садятся и едут с ними… Почему они рискуют своими жизнями. Непонятно. Ещё летом у меня автобусы были битком, а сейчас пассажиропоток упал на 70 процентов….

Таушанбаев недоумевает, почему полиция не борется с нелегалами?

– Я однажды взял в областном ДВД разрешение и вместе с сотрудниками полиции целый день патрулировал дорогу на Кушумском направлении, – рассказывает он. – Так мы за полдня 70 машин остановили – из Тайпака, Жангалы, Чапаева люди ехали в город на частных такси, которые нигде даже не зарегистрированы. Может, водитель за рулем с сильного похмелья. Или у него давление – никого это не волнует – ни полицию, ни самих пассажиров.

Куан агай откровенно признаётся, что вышеуказанное обстоятельство выбивает его из колеи. Но неужели он готов завязать с пассажироперевозками в дальние районы?

– У меня все автобусы на дизтопливе, с ним дефицита нет, и хоть у меня низкий пассажиропоток, цены на проезд я поднимать не собираюсь, – говорит он. – Работать буду и дальше. Вот, думаю, что буду из кожи лезть, но накоплю на ещё один «Hyundai» и запущу автобусный рейс ещё и в Чапаево…

Бизнес затягивает…

Бизнесу Александра Шуберта нет ещё и года. Долгие годы этот мужчина проработал строителем, а потом вдруг резко решил… стать бизнесменом.

– Я зачастую стоял в очередях на автомойках, а потом вдруг подумал, что неплохо было бы и самому открыть такую мойку, – рассказывает он.

Идея, как оказалось, пришла нашему собеседнику прямо в кон. Знакомые в прошлом году рассказали ему, что близ «Омеги» продаются сразу несколько заброшенных гаражей.

– Я съездил. Посмотрел и решил. – Это то самое место, что сгодится под автомойку, – продолжет рассказ Александр. – Пошёл в банк, решил взять кредит, заложить дом, квартиру. Но залога не хватало…

И опять знакомые подсказали начинающему предпринимателю, что есть программа по линии фонда «Даму», где государство берёт на себя обязательство обеспечить 50% залога на нужную предпринимателю сумму кредита. И он этой услугой воспользовался.

– С «Даму» я всё быстро решил, зато банк долго с кредитом тянул. Чуть ли не год мне нервы вытягивали, всё пересчитывали, перепроверяли, – с досадой вспоминает Шуберт. – На саму постройку автомойки в три раза меньше времени ушло – всего три месяца – и у меня уже три бокса стоят. Всего шесть месяцев я работаю, а у меня от клиентов отбоя нет, очереди постоянно стоят.

Сейчас на автомойке ИП «Шуберт» работает 8 человек. Александр проводит нас в бытовку, где для работников есть комната отдыха, душевая, туалет. Сразу становится ясно, что к сотрудникам предприниматель относится по-отечески, с заботой.

– Когда только начал этот бизнес, голова болела, как всё будет, – откровенничает собеседник. – А потом втянулся, другие мысли появились. Все деньги, что за эти месяцы заработал, уже в дело вложил – построил цех, где мелкий авторемонт делать будем.

Предприниматель ведёт нас во двор.

– Вот эту землю под заброшенными гаражами я тоже в аренду взял на 49 лет, – говорит он и показывает рукой на прилегающую к автомойке территорию. – Планирую построить автокомплекс, где мы будем уже средний ремонт автомашин делать. Бизнес – он затягивает конкретно. Постоянно хочется что-то новое развивать, двигать. Я даже раньше и не думал, что после 50 лет можно что-то новое начинать. А оказывается, ещё как можно (предприниматель смеётся)…

Вот так оно, наверное, и бывает, если человек до 50 лет оптимизма и молодости духа не теряет.

теги: 
Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top