И дебаркадер тоже

19 мая 2022
0
850

Как уже сообщала на своём сайте газета «ИНФОРМБИРЖА news», 5 мая на берегу Урала около пристани в Куренях состоялась встреча заместителя акима Уральска Асхата Кульбаева с садоводами Учужного затона по вопросу организации пассажирских перевозок. На встрече произошёл показательный эпизод, о котором не сообщали СМИ.

Пристань на Урале. 1976 г.

Когда представитель фирмы-перевозчика посетовал на ветхость занятых на пассажирских перевозках теплоходов и необходимость тратить на их ремонт немалые средства, автор этих строк попросил слова и проинформировал представителей власти и садоводов о возможности постройки в ТОО «Судоремонтный завод» современного дебаркадера и пассажирских судов для Уральска.

Это могут быть теплоходы проектов Р51, Р51Э типа «Москва» (ходил по Уралу в 1985-2000 годах, продан на Волгу), 792, 792А типа «ПС» (некоторые из них построены на Уральском судоремонтно-судостроительном заводе им. В.И. Чапаева), а также судов на базе проекта Р118 «Фонтанка» (построен в ТОО «Судоремонтный завод» в 2014 г.) и теплоходов типа «Речной-1» (создан там же по семипалатинскому проекту, работал на линии Уральск-дачи ТЭЦ, продан в Атырау). В подтверждение своих слов о постройке демонстрирую фотографии из буклета «Уральскому судоремонтному заводу – 90 лет» со снимком «Фонтанки» на обложке и вручаю буклет Асхату Кульбаеву.

О возможности сооружения для Уральска второй комфортабельной двухпалубной «Москвы» и второй «Фонтанки» (первую купил Атырауский обл-акимат) неоднократно говорил директор судоремонтного завода Владимир Самсонов. Были бы инвестиции.

Такая информация вызвала живейший интерес Асхата Кульбаева и всех собравшихся. Посыпались вопросы: «Во сколько обойдётся постройка «Фонтанки»? Какая у судна осадка? Пройдёт ли оно по обмелевшему Уралу?»

Пройдёт: осадка теплохода пассажировместимостью 100 человек с тремя каютами – 60 сантиметров. В черте Атырау «Фонтанка» ходит отлично – казахстанские телеканалы это подробно показали. Есть видео в Интернете.

По своим характеристикам такой теплоход больше подходит для экскурсионно-туристического обслуживания и для прогулок. Такое судно тоже необходимо Уральску, о чём постоянно напоминает ветеран туристической отрасли Приуралья Нина Пустобаева. Для перевозки же дачников можно построить другое специализированное судно – возможности судоремонтного завода это позволяют.

«Фонтанка» на слипе судоремонтного завода перед спуском. Сентябрь 2014 г.

Что касается дебаркадера, то судоремонтный завод и здесь постарался: разработал собственный проект. Эскиз будущей плавучей пристани доводилось неоднократно видеть в кабинете Владимира Самсонова. Новый дебаркадер будет почти в полтора раза больше того, что стоял на месте старой городской пристани возле Мемориала Победы.

Для крупных городов Советского Союза были построены специальные двухдечные дебаркадеры длиной 85 м с помещениями для обслуживания пассажиров. Такие плавучие сооружения до сих пор сохранились в Волгограде, Томске и некоторых других городах. Для пароходств центральных и северо-западных районов, а также бассейнов Казахстана дебаркадеры строили Костромская и Сокольская судоверфи Волжского объединённого пароходства.

В Уральском речном пароходстве на полную катушку использовались дебаркадеры Д-1 производства 1960 г. Сокольской судоверфи имени «Комсомольской правды», длина 20 м, и Д-2, построенный в 1967 г. на Костромской судоверфи, длина 35 м.

На большом дебаркадере имелись помещения для пассажиров, буфет, газетный киоск, в начале 1990-х на верхней палубе действовал ресторан. Работала касса по продаже билетов, с помощью звукоусиления объявлялась посадка на рейсы до Учужного затона, Барбастау, Меловых горок, Козинского, дач «Водстроя» и ТЭЦ. Рядом с дебаркадером находились ещё несколько причалов, где швартовались «Зарницы» – быстроходные суда на воздушной подушке и катер на подводных крыльях «Радуга». Словом, в Уральске работал речной вокзал.

С развалом Союза и пароходства дебаркадер использовался в качестве причала до августа 2005 г., когда речников обязали держать здесь, как и раньше, круглосуточную охрану: около пристани утонул один из отдыхающих. Речники не смогли обеспечить охрану и пристань закрыли. Дебаркадер купила одна известная фирма, он находится на территории кемпинга «Мечта».

– Новый дебаркадер, если он будет построен, необходимо установить в специально оборудованном месте, – говорит Владимир Самсонов. – Продумать пути подъезда и схода к реке. В проекте дебаркадера предусмотрены все необходимые помещения для персонала и полноценного обслуживания пассажиров.

Так что сообщение о возможности постройки плавучего причала приятно удивила участников собрания не меньше, чем информация о сооружении пассажирских судов. Всё упирается в деньги.

Пока в Уральске думают, наши южные соседи планируют заказать у В. Самсонова ещё одну «Фонтанку». По-видимому, и нам разумно последовать их примеру, иначе даже от латанного-перелатанного пассажирского флота ничего не останется, и дачникам придётся весь сезон ходить на «деревяшку» – вёсельную лодку.

«Речной-1» у дебаркадера

Фото автора и Б. Подгорного
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top