«И больше мне ничего не надо…»

30 марта 2023
0
2921

Какая женщина не мечтала бы получить такое письмо хотя бы раз в жизни! Письма немецкого писателя Ремарка актрисе Марлен Дитрих под музыку аргентинского композитора Астора Пьяцолла в театре Островского слушали, затаив дыхание. Письма читал актер Руслан Джумахметов, а камерным ансамблем музыкантов руководил Никита Говоров. Анна Гальцева в роли Марлен Дитрих дополняла литературно-музыкальную композицию «Скажи, что ты меня любишь…».

Трогательная, до боли пронзительная, красивая и грустная история страстной и нежной любви. Он – известный писатель, певец «потерянного поколения», она – популярная певица, роковая красавица, окруженная бесчисленными поклонниками. У каждого из них были браки, романы с другими, они надолго расставались, но связь не прерывалась целых сорок лет. Их связывали не только встречи, письма и телеграммы, но нечто большее. Наверное, они были очень похожи, недаром Ремарк сказал однажды что-то вроде – «мы с ней одной крови».

Им выпало непростое время – Первая мировая война, в которой молодой Ремарк принимал участие и после которой написал первый роман, принесший ему славу – «На Западном фронте без перемен». Из Германии Ремарку пришлось бежать, спасаясь от преследования нацистов. Предчувствие Второй мировой войны не оставляло сомнений, что она начнется. … В каждой его книге это ощущение трагизма, недолговечности бытия, жизни на грани смерти, обреченности. И любовь, которая освещает теплом каждый отпущенный жизнью миг, но и она тоже обречена.
Может быть, отсюда в его романах столько иронии и сарказма. После его «Черного обелиска», «Жизни взаймы», в которых столько черного юмора, скептицизма, даже цинизма – и такая романтика чувств, такая пронзительная нежность в Письмах.

Если честно, после их прочтения хотелось сказать по Станиславскому: «Не верю!». Просто Ремарк не мог не писать. И избрал этот эпистолярный жанр – не пропадать же таланту. А лучшего адресата, чем известная певица, и быть не могло. Сам же писал, что любой куст – розовый или терновый превращается в чудо, если набросить на него покрывало из лунного света, отделанное перламутром.

«Покрывало» из проникновенных слов, отделанное «перламутром» потрясающей музыки, показали уральским зрителям в театре Островского. И случилось чудо: зрители, привыкшие общаться короткими эсмэсками, никогда в жизни не написавшие ни одного письма, вдруг замерли, очарованные.

Милая, дарованная Богом… Я думаю, нас подарили друг другу, и в самое подходящее время. Мы до боли заждались друг друга. У нас было слишком много прошлого и совершенно никакого будущего…

Ремарк – Руслан Джумахметов – перечитывает только что написанные строки:

Я хочу быть с тобой рядом, и больше мне ничего не надо. Ты должна знать, что я есть. И не должна ничего бояться. Ты должна чувствовать, что я всегда буду с тобой, и что в твоей жизни никогда больше не будет одиночества.

Руслан читает так, что каждой женщине, сидящей в зале, независимо от возраста, кажется, что эти слова адресованы именно ей.

Просто страшно, как долго тянется время, сердце сердца моего, – я здорово засох без тебя, и ничто меня не радует! … Разве я когда-то испытывал это: нежность?

Последние слова он отстукивает на пишущей машинке, которая стоит перед ним на столике. И только затихает последний сухой звук клавиш, как вступает музыка, подхватывая тему только что звучащих слов, усиливая настроение щемящей грусти, надежды, любви. Поэзия слова и колдовская сила музыки – все это перетекало, дополняло друг друга и завораживало, «свечением растекающегося над всеми лесами и долами чувства». А порой казалось, что Слово и Музыка соперничают друг с другом. У Пьяцолла особенное танго, в нем та же нежность, страсть и драматизм, как и в Письмах Ремарка.

А с другой стороны авансцены появляется она – его муза, видение, мечта, прообраз Жоан Маду из «Триумфальной арки»… Далекая, вальяжная, холодная, недоступная. И тоже одинокая. И тоже жаждущая любви, несмотря на свою внешнюю холодность.

В роли Марлен Дитрих – актриса Анна Гальцева. Она садится перед зеркалом, закуривает длинную сигару, читает и небрежно комкает письмо.

Присутствие той, которой адресованы эти потрясающие признания в любви, придает литературно-музыкальной композиции некоторые элементы театральности. Во время первого показа Марлен Дитрих на сцене не появлялась.

– Я предложил Никите Говорову дополнить наш проект визуальным рядом. Литературное чтение, музыка и появляется третий персонаж – без слов, ведь писем от актрисы Ремарку не сохранилось. Он недаром пишет, что его письма к Марлен Дитрих похожи на вечный монолог. Они по разные стороны сцены – как на разных планетах. Но ее присутствие на авансцене создает впечатление диалога. Несколько деталей к своей роли Аня сама придумала, – рассказывает Руслан.

Репетировали, по его словам, недолго. Проект независимый, творческой площадки для репетиций нет, приходилось выбирать время, когда сцена свободна. А камерный ансамбль из профессиональных музыкантов Никита Говоров собирал, по выражению Руслана, «как жемчужины» – по одному из разных творческих коллективов города.

И «ожерелье» из этих «жемчужин» получилось прекрасное. Лев Толстой в «Крейцеровой сонате» писал, что музыка – страшная вещь, она заставляет человека забывать себя. «Под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу». Но если на героя Толстого музыка действовала «раздражающим душу образом», то на зрителей в театре Островского – возвышающим. Многие даже прослезились. А один молодой человек в зале решился сделать предложение девушке. И кто знает, сколько человек в зале сказали кому-то в этот вечер простые слова: «Скажи, что ты меня любишь…»

Еще один нюанс придал театральную законченность представлению. Анна Гальцева за микрофоном поет голосом Марлен Дитрих. Она в какой-то призрачной дымке, а сверху спускается светящийся шар. И это тоже создает особое настроение – чего-то прекрасного, далекого, «уносящего по ту сторону реальности, к непознанным морям забытых сновидений», как писал в своих Письмах Ремарк.

Зал долго не отпускал актеров и музыкантов – аплодировали стоя. Это удивило даже их самих. «Мы считали, что этот проект рассчитан на подготовленного зрителя», – сказал Руслан Джумахметов.
Зритель оказался подготовленным – уставшим от пошлости, стосковавшимся по чему-то настоящему и прекрасному.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top