Евразийский урбанизм старого Уральска

21 июня 2018
0
3143

Город Уральск, ранее Яицк, Яицкий городок, возник не ранее середины XVI века как опорный пункт российской колонизации степных просторов Заволжья, территории Большой Ногайской Орды волжскими казаками. Волжские казаки по своему этническому составу были славяно-тюркской общностью православного вероисповедания. На берегах Урала (Яика) и Чагана (Шагана) они столкнулись с многочисленными представителями разных тюркских народов: ногайцев, татар, башкир, казахов. С самого начала Уральск зарождался как евразийский город, испытывавший и впитывавший европейские и азиатские культурно-цивилизационные воздействия и влияния, на границе исламского и христианского, кочевого и осёдлого миров.

На рубеже XVI-XVII вв. город стал центром формирования новой территориальной русско-тюрко-монгольской этнокультурной общности – Яицкого казачества. Город до 1918 оставался столицей российского автономного территориально-политического образования – Яицкого (Уральского) казачьего войска. С 80-х годов XVIII века городское население стало быстро пополняться представителями разных народов европейских и поволжских губерний Российской империи, в основном русскими и татарами, которых казачье население города называло «иногородцами». На рубеже 20-х – 30-х годов XIX века «иногородние» стали составлять большинство городского населения. С этого времени стал складываться тот архитектурный облик города, который в определённой мере сохранился в кварталах старого Уральска до сегодняшнего дня.

С середины XIX века началась массовая застройка территории города каменными домами. После многочисленных пожаров 20-х – 70-х годов, начиная с 1879 года началось планомерное городское строительство, по архитектурным планам, утверждаемым канцелярией Оренбургского генерал-губернатора. После опустошительного пожара апреля 1879 года Уральск претерпевает самую масштабную перепланировку и перестройку. В последующие годы старый город приобрёл тот архитектурный облик, который во многом сохранился до наших дней. Культовые постройки осуществлялись по планам, утверждённым духовными управлениями святейшего Синода Русской православной церкви в Санкт-Петербурге, единоверческой церкви в Москве, Казанской епархии и духовного управления мусульман в Уфе.

Купеческое, торгово-промышленное и чиновничье-служилое население города выступает с этого времени крупнейшим заказчиком строительства новых зданий и сооружений, активным спонсором строительства парков, скверов, учебных заведений, библиотек, ресторанов, гостиниц, театрально-концертных площадок. Вкусы, предпочтения, представления и запросы купцов, торговцев, промышленников, чиновников, казачьих и военных офицеров, интеллигентов и лиц свободных профессий стали решающим образом воздействовать на архитектурное развитие Уральска.

Именно в их среде рождается понимание необходимости придания всем городским жилым, административным, общественным, культовым постройкам и сооружениям особого единого художественно-архитектурного стиля. В короткий период с 1888 по 1917 годы город преображается и приобретает своеобразные черты российского евразийского урбанизма европейско-азиатского приграничья. В этот период под воздействием различных культурных и стилевых влияний в архитектурном облике города сформировался своеобразный синтетический архитектурный стиль. Он был определён нашим современником петербургским архитектором, художником, культурологом, уроженцем Уральска Рустамом Вафеевым как «романтическо-ориенталистский».


Общественный Фонд «Старый Уральск», клуб друзей народного музея «Старый Уральскъ» предлагают в рамках реализации идей послания Президента Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру» историко-культурологический проект «Евразийский урбанизм «Старого Уральска». В рамках данного проекта предполагается подготовить полный научный каталог всех историко-архитектурных объектов старого Уральска, два иллюстрированных альбома историко-архитектурных памятников города в печатном и электронном вариантах, буклет и набор открыток об историко-архитектурных достопримечательностях старого Уральска. Эти материалы позволят в дальнейшем продолжить на более высоком научном и организационном уровне работу по сохранению и восстановлению историко-архитектурного облика старого Уральска.

Такое восстановление будет предусматривать различные историко-архитектурные и художественно-архитектурные проектные решения, предполагающие восстановление, как отдельных сохранившихся зданий, построек, архитектурных сооружений, так и квартальной застройки. Воссоздание прежнего евразийского архитектурного облика старого Уральска будет осуществляться таким образом, чтобы в комплексе решать историко-архитектурные, музейно-экспозиционные, культурно-просветительские и туристическо-сервисные задачи.


Из стилевой эклектики предыдущих этапов архитектурной истории города стал интенсивно формироваться своего рода интегрированный вариант архитектурного образа города на пограничье природно-ландшафтных зон и цивилизационно-культурных взаимодействий. Этот процесс был прерван в период российских революций и гражданской войны, в которой город принял самое активное участие.

Все последующие годы советской истории старый Уральск частично намеренно разрушался, особенно культовые постройки, частично сам по себе ветшал, частично перестраивался и приспосабливался под определённые нужды. Архитектурное развитие города в советский период происходило вне связи и без учёта архитектурного облика старой части города. Отдельные попытки в 20-х и в 50-60-х годах применить архитектурно-художественные идеи старого Уральска не изменили общую стандартизированную направленность развития градостроительной политики. Идеологизированная и избирательно дозволенная историческая память советских руководителей на всех уровнях способствовала частичной реставрации и определённым мерам по сохранению зданий и сооружений старого Уральска, признанных историко-архитектурными памятниками.

На этих зданиях были размещены соответствующие памятные доски с признанием их памятниками архитектуры XIX века, охраняемыми государством. Некоторые другие памятные доски напоминают о значимых, по мнению тогдашнего городского руководства, исторических событиях, связанных с этими зданиями. Но тогда и сейчас старый Уральск не рассматривается в качестве единого комплекса зданий, составляющих общее историко-культурное наследие нашего города.

Большая часть зданий по нынешнему проспекту Достык-Дружба, начиная с площади Абая и здания областного акимата, относятся к исторической застройке последней трети XIX – начала XX вв., воспринимаются и являются единым архитектурным ансамблем, даже с учётом утраченных ранее его отдельных элементов. Они придают этой части города своеобразие, которое может быть определено как историко-культурное наследие, оставленное нам предыдущими поколениями уральцев. Подобные же архитектурные ансамбли можно увидеть, хотя и не в таком презентабельном виде, и в других частях старого Уральска. К сожалению, ничего сопоставимого по своим архитектурно-художественным достоинствам и эстетическому своеобразию, на мой взгляд, не удалось создать всем последующим поколениям горожан до сих пор.

В этих постройках отразился географический факт месторасположения Уральска как европейского города и социально-культурная реальность существования нашего города на европейско-среднеазиатском пограничье как центра евразийской городской культуры рубежа XIX-XX вв. Современный Казахстан стал независимым государством именно как евразийская страна, воспринявшая модернизационные европейские воздействия и сохранившая традиционно восточные цивилизационно-культурные основы. Поэтому изучение и сохранение евразийского историко-культурного наследия вообще и в его архитектурно-художественных аспектах в частности позволит обеспечить самостоятельность национального развития Казахстана, опираясь на опыт предыдущих поколений и открывая перспективы культурного самовыражения для новых поколений казахстанцев.

Старый Уральск может помочь в развитии современного казахстанского урбанизма, отдавая свой накопленный материально-культурный и художественно-культурный потенциал на благо всех горожан. Туристический интерес к старому Уральску, если должным образом сохранить, восстановить и представить его историко-архитектурное и историко-культурное наследие, позволит придать мощное ускорение развитию такой важной сферы городской экономики как туристическо-гостиничный бизнес. Взаимодействие, деловые партнёрские отношения в изучении, сохранении и восстановлении историко-архитектурного наследия евразийского приграничья между всеми заинтересованными лицами, объединениями, организациями и учреждениями приграничных российских областей и в первую очередь Оренбургской области откроет широкие перспективы культурного, научного, образовательного гуманитарного, экономического приграничного казахстанско-российского сотрудничества.

Изучение, сохранение, реставрация и реновация историко-архитектурного наследия старого Уральска, конечно, потребуют огромных интеллектуальных и организационных усилий, материально-финансовых затрат в течение длительного времени (10-15 лет). Но эти усилия и затраты уже в первые годы начнут приносить ощутимые позитивные культурно-духовные, имиджевые, социально-инфраструктурные и экономические результаты.

Потребуется налаживание взаимодействия различных общественных и государственных структур, представителей различных социальных слоёв и групп общественности города и области. Формат и рамки этого взаимодействия во многом уже задан в послании Президента Казахстана, Лидера нации Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру», в программах «Туған жер» и «Туған ел», которые предполагают сохранение и восстановление историко-культурного и духовного наследия «малой родины», родного края. Соединяя усилия отдельных граждан, общественных объединений, местных органов государственной власти и самоуправления в реализации обсуждённых и утверждённых значимых проектов, способствующих духовно-нравственному, культурному развитию родного края, всей страны, удастся взрастить убеждённых казахстанских патриотов с обновлённым сознанием, открытым культурным, экономическим и технологическим новациям современного глобализированного мира, сохраняющих своё духовное своеобразие и национальную идентичность.

(Продолжение следует)

Николай Осипов,
историк, член инициативной группы проекта
«Евразийский урбанизм старого Уральска»
Фото: Ярослав Кулик

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top