Бежали волны за кормою

11 февраля 2016
0
1793

(Окончание. Начало в №46-53 за 2015 г., №1-5 за 2016 г.)

Уральский вариант «Фонтанки». Затон В. Чапаева. 25 сентября 2014 г.

Комфорт не для Уральска

Начало нового века и тысячелетия совпало для речников Урала с очередной потерей флота: в 2002 году был продан на Волгу флагман пароходства теплоход «Москва». По официальной версии,  чтобы рассчитаться с долгами и выплатить коллективу предприятия зарплату.

Уральск лишился единственного в пароходстве и вообще на Урале современного комфортабельного пассажирского судна. До сих пор жители Уральска и гости города донимают речников вопросами: «Можете ли вы предоставить теплоход для экскурсии по Уралу или выезда на природу? Ведь у вас же «Москва» была, где она? Нам что, на баржах и плавверандах кататься? Ведь 21-й век на дворе!»

По мнению капитанов «Москвы» Юрия Астраханкина и Юрия Токарева, продажа этого судна была грубейшей ошибкой. Просто никто, в том числе руководство города, не хотел заниматься «Москвой». Нужно было сохранить его для Уральска! Сегодня бывшее пароходство бы озолотилось, не продай оно этот теплоход.

В связи с этим вспоминается любопытный эпизод. Весной 1994 года случилось небывалое наводнение, дачи затопило, и «Москва» простаивала около дебаркадера. Неожиданно здесь появился крутой бизнесмен из Костаная.

– Зачем простаивать? Я прокатиться хочу! Плачу 500. Поехали!

Для верности гость стал даже доллары предлагать… Завели и поехали вверх в сторону ТЭЦ. Предприниматель был в восторге:

– Какая красота! Так вот он какой – Урал… Приеду – всем буду рассказывать!

А сколько потом людей с тугими кошельками желали зафрахтовать «Москву», а она ржавела на Волге у причалов Новокуйбышевска. Это – по-хозяйски?!

Но вот в начале 2014 года по городу прошел слух: на судоремонтном заводе строят комфортабельный пассажирский теплоход. Будет у нас вторая «Москва»! Каково же было разочарование уральцев, когда после спуска судна на воду 25 сентября 2014 года они узнали, что «Фонтанка» построена для Атырау. Почему не для Уральска? Да потому что наши соседи заплатили денежки (заказчик – акимат Атырауской области) и получили комфортабельное судно.

Еще в начале 1970-х годов перед Центральным транспортным конструкторским бюро СССР была поставлена задача создать прогулочно-экскурсионный теплоход для работы в центральной части Ленинграда, богатой культурными и историческими памятниками. Специфические условия плавания и ограниченные габариты судового хода на реках и каналах в центре города обусловили своеобразную компоновку этого судна (проект Р118 «Фонтанка»).

Оно является пассажирским теплоходом с полуутопленной в корпус надстройкой, образующей единый салон, в носовой части которого размещается судоводитель. Моторный отсек расположен в кормовой части под палубой, выполняющей функцию посадочной площадки. Пассажировместимость судна 90 мест, длина 20 м, ширина 5,5 м, скорость 11 км/ч, осадка с расчетными запасами, командой и пассажирами 0,6 м. Для улучшения обзора береговых объектов, набережных и мостов крыша салона выполнена в виде застекленного перекрытия оригинальной конструкции, а водометный движитель с поворотным патрубком обеспечивает судну высокие маневровые качества.

Уральцы внесли в базовый проект ряд новшеств: длина судна при его прежней ширине и осадке 0,5 м была увеличена до 25 м, высота борта составила 1,5 м, скорость возросла до 20 км/ч, оборудованы 3 каюты, санузел, в пассажирском салоне 65 посадочных мест, пассажировместимость – 100 человек. Уральский вариант «Фонтанки» оснащен двигателем мощностью 250 лошадиных сил. Это идеальное судно для Урала!

Владимир Самсонов выступает на церемонии спуска «Фонтанки». 25 сентября 2014 г.

Спуск на воду «Фонтанки» и сдача его заказчику – большая трудовая победа директора завода Владимира Самсонова, его заместителя Николая Свитича, начальника производства Юрия Терешонкова, рабочего Александра Шукурова, слесаря Петра Арбузова, мастера слипа Александра Смирнова и многих других заводчан.

По традиции начальник технического бюро Тамара Сайгакова разбивает о борт теплохода бутылку шампанского. Спуск в присутствии работников телевидения и пишущих журналистов прошел успешно. В интервью им Владимир Самсонов особо подчеркнул:

– Мы не только «Фонтанку», но и теплоход типа «Москва» можем построить, были бы заказчики и финансирование.

Нелишним будет напомнить, что живем мы, уважаемые горожане и ответственные лица, на берегах третьей по протяженности реки Европы – Урале (2428 км), в крае с богатейшей историей. Надо привлекать туристов со всего мира, развивать инфраструктуру, транспорт, в том числе речной. В конце концов, надо жить цивилизованно, проявлять инициативу! А вот ее-то и не видно. Кстати, именно атыраусцы заказывают у Самсонова и его коллег земснаряды, паромы, насосные станции. А теперь еще и пассажирские суда. Но разве нашей области не нужна такая продукция?!

Ещё не вечер?

Из трех осколков бывшего Уральского речного пароходства – ТОО «Флот», ТОО «Судоремонтный завод» и Республиканского государственного казенного Уральского предприятия водных путей – в лучшем положении оказались путейцы.

Они финансируются из госбюджета, получают новую технику – земснаряд, плавкран, буксир-толкач «Батыр», – ходят в форменной одежде и вовремя получают зарплату. Предприятие имеет стабильный госзаказ на расчистку и углубление Урала от Рубёжки до Индера (623 км).

В сентябре 2014 года уральцы были поражены масштабной расчисткой одного из самых проблемных на Урале Нижне-Уральского переката около Михайло-Архангельского собора и говорили: «Прямо как в старые добрые времена!»

Но вернутся ли они? Под руководством В. Самсонова преобразился судоремонтный завод, но ведь объемы грузоперевозок по Уралу сократились до минимума: производятся только местные перевозки ПГС. До Чапаева и Атырау суда давно уже не ходят…  Перевозчик ТОО «Флот» под руководством Алибека Джангазиева предпринимает героические усилия, чтобы выжить, постепенно закрывает долги. С другой стороны, предприятие осталось практически без флота, его лихорадит от судебных тяжб и постоянных задержек дотаций на пассажирские перевозки. Кто завтра будет работать на Урале, когда уйдет нынешнее поколение речников? Когда будет отремонтирован слип и обновлена другая производственная инфраструктура бывшего пароходства? Вопросы, вопросы…

Потому-то, наверное, и прошел 7 ноября 2015 года с горчинкой 90-летний юбилей некогда мощного и авторитетного предприятия.

А ведь объективно потребность в речных перевозках есть, и немалая. Это не только ПГС, но также крупногабаритные конструкции для Карачаганакского месторождения и нефтегазовых компаний, осваивающих каспийский шельф. Это нефтепродукты, перевозки которых сдерживаются тем, что все шесть «нефтянок» списаны, а замены им нет. Среди садоводов вновь раздаются голоса восстановить некоторые прежние маршруты, в частности, Уральск – дачи «Водстроя»: на теплоходах и ехать комфортнее, особенно с урожаем, и для здоровья полезнее… Наконец, это туристическое и экскурсионное обслуживание.

История взаимоотношений человека с природой не менее сложна, чем история политическая. К Уралу это относится вдвойне, ведь это один из уникальнейших водоемов планеты. Поэтому судоходство на нем развивалось в постоянной борьбе технарей и  сторонников возврата к первозданной природе. Аналогов такому противостоянию в мире, пожалуй, нет.

Необходимо активно привлекать речной флот для работ по улучшению экосистемы Урала. Что касается любителей экспериментировать с этой рекой путем всяческих запретов, в том числе по отношению к речникам, то им хочется ответить словами из песни Игоря Талькова:

«Может, вы и хотели наладить все сразу, только спешка нужна при охоте на блох. Но природа не может творить по приказу и, совсем уж понятно, не может и Бог».

Несмотря на периоды взлетов и падений, судоходство на Урале выжило, так как было необходимо для развития производительных сил края. Наверняка преодолеют речники и нынешние финансовые и экономические потрясения, конечно, при условии, что они сделают выводы из собственных ошибок. Хочется верить, что еще не вечер!

Расчистка земснарядом Нижне-Уральского переката. Сентябрь 2014 г.

Автор: Александр Суетин
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top