Автомобильный век: уральские страсти

16 июля 2015
1
3629

(Продолжение. Начало в № 22-28)

Часть II. Быстрее ветра

После официального разрешения военным губернатором и наказным атаманом К.Н. Ставровским автомобильного движения в Уральске автомашины стали все чаще появляться на улицах города. Одними из первых автомобилистов не только Уральска, но и всей области стали известные в крае казаки-скотопромышленники Овчинниковы.

Особняк Овчинниковых на Большой Михайловской улице. Дубы перед особняком высажены Овчинниковыми к приезду цесаревича в Уральск в 1891 году.

Долгое время об этой фамилии в Уральске напоминал лишь старинный особняк с вековыми дубами у фасада да расхожая легенда о соперничестве купца Карева с Овчинниковыми при строительстве первым своего доходного дома. В 2010 году прямой потомок этого славного семейства Владимир Овчинников, ныне проживающий в подмосковном Боровске, опубликовал книгу об истории своей фамилии с названием «Вензель «О». Эта работа позволила не только по новому взглянуть на вклад выдающейся фамилии в культурное и экономическое развитие края, но и узнать о многих, казалось бы навсегда канувших в небытие исторических фактах. Одним из настоящих открытий для краеведов стала публикация уникального фотоархива Овчинниковых. Автор книги с особым трепетом отмечает о фотографиях: «Они поблекли от времени, пожелтели, иногда размыты временем…Но в целом качество снимков даже и по современным меркам неплохое. На них мир ушедший. Это равноценно перемещению во времени. Это путешествие в навсегда утраченную неповторимую Россию». Среди старых фотографий начала прошлого века есть и запечатленные в вечности кадры зари уральского автомобилизма, в становлении которого Овчинниковы сыграли значимую роль. Владимир любезно предоставил некоторые уникальные снимки в качестве иллюстраций для нашего очерка.

В конце 1909 года один из братьев Овчинниковых – Петр Яковлевич приобрел автомобиль марки «Форд». «Уральские войсковые ведомости» по этому поводу сообщали: «Каждый год в столицах мы видим все большие и большие автомобили разных систем и конструкций. Этой машиной начали интересоваться и наши богачи-уральцы. Так, в прошлом декабре сламихинский казак П.Я. Овчинников приобрел в Москве тридцати-сильный автомобиль для степи. Купленный автомобиль может развивать скорость до 75 верст в час. Заплачено 8000 руб. Шофер для него будет прислан из Москвы. Г-н. Овчинников намерен послать в Москву для обучения искусству управления автомобилем своего человека».

Испытание автомобиля началось уже весной 1910 года, причем не на уральских улицах, а сразу на степных дорогах области. Как только они просохли, Петр Овчинников понесся на новом «Форде» в Сламихин. Газета писала: «Вечером немало были удивлены жители Сламихинского поселка появлением у нас «бешенной телеги с дудкой», которая скачет по улицам и задам с неимоверной быстротой и ревом. Все жители, и стар и млад, явились на улицы и полезли на избы и лабазы смотреть чудо, скакавшее без лошади, несмотря на грязь и кочки. Оказалось, что Петр Яковлевич Овчинников купил автомобиль за несколько тысяч рублей и удивил им весь поселок». С тех пор автомобиль Овчинниковых видели во многих станицах. Повсюду «бешенная телега с дудкой» производила настоящий фурор. Так, в один из летних дней 1911 года во время остановки в Бударино случился большой переполох. «Уральский листок» так описывал произошедшее событие: «Если когда поднимался в поселке слух из-за того, что «какой-то с кокардой проехал», то в этот день причина волнения казаков и особенно казачек была удивительная. Ровно в 2 часа для 15 мая застукал, зашумел, запыхтел автомобиль П.Я.Овчинникова и подкатил к войсковому училищу. Торговцы, стоявшие около лавок и караулившие вход в них (продавать некому, бедно) разинули в недоумении рты; работники нанимающиеся на сенокос и другие полевые работы прекратили спор о цене и очутились около училища; парни, играющие в орлянку, бросили ее, а казачки, которые еще с утра начали фехтовать языками, оставили это милое занятие и очутились около автомобиля. Во избежание каких-либо случайностей, шофер ввел его во двор, но это не спасло. Все пришедшие двинулись туда и мигом двор вмещал в себя около 50 человек. Все с деловым видом смотрели «оказию», изучали шины и всячески примеряли к тому «сколько она может увезти бударок». Из тихого сравнительно отдаленного поселка, эта часть мигом обратилась в шумную. Снулая, она с приездом П.Я. сделалась как-то празднично настроенною. Все чему-то радовались, чем-то были довольны! Детишки, наглядевшись «антомобель», принялись бегать вокруг него, а киргизы, севшие на корточки, и сплевывая набегавшие от нюхательного табаку слюну, только твердили: «Шайтан! Шайтан!». Когда же прибывшие тронулись дальше, то некоторые из казаков очищали дорогу и тут же постилая одежды! Удивительный народ! Любят прогресс, культуру и цивилизацию! Любят… Любят до самозабвения».

Появление первых автомобилей на улицах города не обошлось без эксцессов. «Так 31-го марта, часов в 9 утра со двора Овчинникова, что на углу Б. Михайловской и Мостовой улиц выехали на автомобиле два молодых человека по направлению к югу, автомобиль или только был пущен в действие, или благодаря тому, что шофер еще не установил надлежащий ход – вертел разные приспособления у автомобиля, который издавал, кроме обычного всегда у него шума, еще какие-то стоны; на встречу автомобилю ехал на тарантасе кучер N, лошадь последнего испугалась и бросилась в сторону наскочив на перила у д. Т-ва; в итоге картина получилась такова: поломанный тарантас, ушиб кучера и испуг лошади, которая легко может быть на будущее время будет бояться всякого шума… По видимому нами случаю можно предполагать, что не мало может происходить подобных случаев испуга лошадей, а вместе с ними калечения людей, так как иногда ездят на лошадях даже дети. В предупреждении могущих быть несчастий не мешало бы, кому следует, выработать какие-либо ограждения езды на автомобилях, благо имеют автомобили толстосумы, а вред от него может быть принесен беднякам», – писала газета возможно о самой первой автомобильной аварии в Уральске.

1911 год, судя по количеству увеличившихся газетных заметок на автомобильную тему, стал переломным в наступлении автомобильной эпохи в Уральске. Машины появились уже у многих состоятельных граждан. По некоторым данным, к этому времени в городе было около трех десятков машин. «Уральские войсковые ведомости» в этот год отмечали: «Год из года новшества в Уральске прививаются. В настоящее лето многие из богатых приобрели автомобили, и теперь, местные жители не вызывают такого удивления, как прежде; приезжий же народ – казаки с низовой линии, киргизы и рабочие иногородцы, приехавшие к покосу, при виде едущей без лошади кареты издают возгласы удивления, а затем разные рассуждения, вроде наступления последнего времени».

Пионеры автомобилизма в Приуралье братья Автоном и Петр Овчинниковы. Фотография из архива семьи Овчинниковых

А вот другая любопытная заметка из местной прессы: «Теперь не редкость у нас автомобили и даже не удивляют поселковое и степное население: автомобиль часто стал показываться среди низовых и внутренних станиц. Из Сламихина часто проезжают казаки богатые: Карповы да Овчинниковы. До Уральска на автомобиле езда только 7 часов (…) до Гурьева на почтовых лошадях скорой ездой нужно ехать 2 ½ дня, а на автомобиле только 10 часов. Если бывает задержка, так только недостаток бензина, но это заранее бывает предусмотрено. Недавно местные любители на автомобиле до Гурьева и обратно сделали бег в 20 ч., взад и вперед 1000 верст, по расчету 50 верст в час. Братья Ивановы в Гурьеве имеют несколько автомобилей-грузовиков на которых перевозят клади на нефтяные источники, а в автомобилях-экипажах разъезжают сами и в пределах войс-ка и по городу Гурьеву». Особый интерес в этой заметке вызывает автопробег Уральск-Гурьев-Уральск. К сожалению, в газетах о нем почти нет информации. И все же сохранилось краткое сообщение, проливающее некоторую ясность: «Из Сорочинского (Сарайчиковский. – Р.В.) поселка. Проездом из г. Уральска до г. Гурьева на автомобиле Автоном Яковлевич Овчинников привлек очень много зрителей. Некоторые любопытные нарочно приезжали посмотреть невиданную телегу, которая будто делает до 40 верст в час». Первый автопробег по области был совершен Автономом Овчинниковым. Примечательно, что именно азартные и рисковые коннозаводчики Овчинниковы, с детства опьяненные скоростями лучших уральских беговых коней, с энтузиазмом первооткрывателей испытывали пока еще мало знакомую мощь стальных аргамаков. Воображение рисует мчащийся быстрее ветра зеленый с красными колесами «Форд» (таким он остался в памяти современников), мальчишескую радость ездоков, летящих с невиданной доселе скоростью по родным степям. Братьев Петра и Автонома Овчинниковых с сыновьями, безусловно, можно назвать пионерами уральского автомобилизма. Удивительно, несмотря на непростую судьбу, выпавшую на долю представителей этой фамилии, почти все Овчинниковы, включая и наших современников, были и есть заядлые автомобилисты. Спустя столетие, правнук Петра Овчинникова Владимир вместе с дочерью Ольгой, совершат вояж на автомобиле из Москвы в опустевшее родовое гнездо – Сламихин. Впервые побывавший на прародине Владимир опишет эту волнующую встречу со страной предков в одной из глав своей книги.

Пока в 1911 году до Уральска докатилась лишь первая автомобильная волна в виде десятка машин, Европа уже окончательно и бесповоротно вступила в автомобильную эру. Те же «Ведомости» на своих страницах приводили любопытную статистику. Так, в 1904 году в Лондоне, самом автомобильном на тот момент городе мира, было лишь 2 автомобиля и 11 057 конных экипажей. Всего через 6 лет в 1910 году автомобилей стало уже 6 336, а количество конных экипажей уменьшилось до 4 701. «Нет сомнения, что через несколько лет автомобили совершенно вытеснят лошадей с лондонских улиц», – прозорливо отмечала газета.

Увеличение количества автомобилей на улицах Уральска вместо удивления стало вызывать определенные проблемы. Казалось бы, не столь давно осмеянные всеми опасения губернатора Ставровского о том, что «езда по городу Уральску на автомобилях может быть причиною несчастных случаев с жителями» вдруг стали вполне реальными. Дело в том, что постановление с первыми правилами езды на автомобилях по Уральску, изданное в 1905 году, было весьма несовершенно. Достаточно отметить, что в то время не существовало даже привычного ныне разделения на улицах движения на правую и левую сторону.

(Продолжение следует)

Автор: Рустам Вафеев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top