Великая Хадиша

16 февраля 2023
0
3368

В областном краеведческом музее, в зале искусств за стеклянной витриной висит красивое дорогое платье. Его внешний вид не испортило время. Понятно, что это не обычный женский наряд, а театральный костюм, и складывается впечатление, что актриса совсем скоро войдет и наденет его, чтобы в очередной раз выйти на сцену. Принадлежит оно нашей землячке, известной советской казахской актрисе театра и кино, чье имя носит Казахский драматический театр, Хадише Букеевой. В нем она играла роль Айгерим в спектакле «Абай». В феврале этого года ей исполнилось бы 105 лет.

Родилась она в Казталовке. Вместе с братом их воспитывала мать. Это были, пожалуй, самые счастливые годы ее жизни, хотя и голодные. Но тогда лишений не замечали, впроголодь жили все, лишнего куска хлеба в доме ни у кого не найдешь. Их семью спасала единственная корова. Каждый вечер семья из трех человек садилась за дастархан, дети пили кипяченое молоко и рассказывали матери, как прошел их день. Каким бы обездоленным ни было детство, оно всегда наполнено счастьем. Ребятня целыми днями бегала по пыльным улочкам родного поселка, купалась в местной речушке. Маленькая Хадиша с веселыми косичками не отставала от других. Став чуть взрослее, начала меняться, любопытные соседки замечали: девочка делалась очень красивой. У нее густые черные волосы, плавная линия бровей и выразительные, бархатные глаза. Она с удовольствием крутилась около зеркала, довольно разглядывала себя и украдкой улыбалась. Беда в их дом вошла неожиданно, умерла мать. Хадише было 9 лет. Переживать горе помогал старший брат. Никто из родственников не пожелал взять ребят к себе – в голодные годы лишний рот лишь обуза. Она попала в детский дом, где провела несколько лет.

В свободное время могла часами рассматривать небо, деревья под окном и мечтать о том, что совсем скоро на узкой тропинке в саду появится старший брат, который и заберет ее отсюда. Однажды он действительно пришел, показал ей диплом, рассказал, что все это время получал образование.

Хадиша всю жизнь будет вспоминать и родную Казталовку, и интернат, где обрела новых друзей. В поселок она приедет уже через много лет, уже известной на всю страну актрисой. Подойдет к родному дому, который каким-то чудом уцелеет, прислонится к прохладным серым стенам и, скрывая от всех свое лицо, заплачет.

В мире кино Хадишу Букееву назовут неповторимым явлением. Сочетавшая в себе шарм, талант и красоту, она покорила театральные подмостки Казахстана и завоевала самые высокие награды и звания. Но это будет потом. А пока, взявшись с братом за руки, они направились в Чимкент, а оттуда в Алма-Ату. У девочки был невероятно красивый голос, который и смог изменить ее жизнь. Благодаря голосу она попала на радио, а оттуда в театр. Из воспоминаний Хадиши Букеевой:

«Мне тогда от силы 14 лет было. Я ничего не умела и ничего-то не знала. Что такое театр или кино, понятия не имела. Какие-то далекие слова. Меня девчонки притащили куда-то, где у меня что-то спросили, а я ответила, ну, а потом попросили зачем-то изобразить стирку. Стала изображать: сначала что-то терла усердно в руках, потом встряхнула воображаемое белье, осмотрела взглядом и повесила на воображаемую веревку, да еще и прищепками приколола. Я делала это без стараний, так, как бы сделала это на самом деле. Потом вдруг взглянула на педагогов: они переглядывались, шептались, глаза у них были добрые. Думала, что-то я сделала не так, и убежала. Они мне вслед: «Куда же вы, куда?».

Забрав документы из медицинского, Хадиша сдала экзамены по актерскому мастерству в казахской студии Ленинградского государственного техникума сценических искусств и оказалась в числе 25 счастливчиков, которых отправили в Ленинград. Среди ее педагогов были такие знаковые в театральном мире фигуры, как Василий Меркурьев, Ирина Ме-йерхольд, дочь выдающегося режиссера Всеволода Мейерхольда, режиссер Ольга Пыжова и другие. Их выдающаяся актриса вспоминала с теплотой и благодарностью до конца своих дней.

Известно, что примерно в этот период она встретила человека, которого полюбила. У нее родился ребенок, но стать счастливой матерью ей было не суждено: малыш умер. Через всю жизнь она пронесет и эту, самую горькую потерю, ведь детей у нее так и не будет. Ее друзья, коллеги вспоминают, она была закрытым человеком. В себе держала и все свои переживания. Тогда никто не догадывался, что именно творится в ее душе.

Ставшая одной из первых актрис-казашек, кто получил высшее образование, Букеева направлена в Чимкентский областной казахский театр драмы. Вместе с другими выпускниками привезла классический репертуар, в том числе «Слугу двух гос-под» Гольдони, «Позднюю любовь» Островского и «Коварство и любовь» Шиллера. Она стразу стала местной примой, ее творческий потенциал был настолько широк, что в 1942 году Хадишу забрали в лучший театр страны – Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова.

Это было время, когда на сцене блистали такие неповторимые таланты, как Калибек Куанышбаев, Сералы Кожамкулов, Капан Бадыров, Шакен Айманов. Работая рядом с ними, Хадиша Букеева росла от роли к роли. С ее приходом Академический театр получил замечательную исполнительницу ролей главных героинь, какой ему особенно не хватало, актрису прекрасной внешности и большой драматической силы.

Событие театральной жизни 1943 года. Постановка «Укрощение строптивой». В роли Пет-руччио – Шакен Айманов, в роли Катарины – Хадиша Букеева. Встреча Петруччио и Катарины в истории казахского театра – незабываемый эпизод. Они без конца спорят друг с другом. Зрители, волнуясь, ждут продолжения. Сколько бы ни смотрели этот спектакль, с каждым разом он становился все ярче, все красочней, появлялись какие-то новые детали, новые штрихи, импровизации. Эта роль сразу же выдвинула молодую актрису в первые ряды ведущих актеров. «Укрощение строптивой» не сходило со сцены до 1970 года. Все эти 25 лет игры партнеры не менялись. В последующие годы актрисой сыграны такие роли, как Карлыга из спектакля «Кобланды» М. Ауэзова, Актокты в «Ахансерэ – Актокты», Майра в спектакле «Майра» А. Тажибаева, Сауле в «Дружбе и любви» А. Абишева. Одновременно созданы образы из героинь русской драматургии, как Катерина в «Грозе», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые» А.Н. Островского, которого она полюбила еще в студенческие годы. Также Василиса в пьесе М. Горького «На дне».
Буквально через два года после прихода в театр Ауэзова Хадише присвоили звание заслуженной артистки, еще через два – народной артистки Казахской ССР, а в 1966-м она удостоилась высшего звания народной артистки СССР. И неспроста – зритель ее обожал.

Своего супруга, известного оперного певца, лирического тенора Байгали Досымжанова она встретила в то время, когда лежала в больнице. Он приходил навещать свою больную супругу. Конечно же, тогда не обратил внимания на незнакомую женщину, ему было не до того. Его жена сама сделала на ней акцент. Стала рассказывать, какая Хадиша добрая, а еще она умница, красавица. Через время судьба их снова сведет. Он будет знаком с ее двоюродной сестрой, а та познакомит их. Никаких слов признаний, объяснений он ей не скажет. Да и зачем лишние разговоры, когда все можно прочитать в глазах. Просто придет к ней с мясорубкой в руке, чтобы уже никогда не уйти. Шел 1937 год. В их счастливой семейной жизни все складывалось хорошо. Был огромный успех и признание в профессии. Но одно обстоятельство омрачало ее жизнь. В счастливом браке с Байгали Досымжановым у них не было детей. Она была беременна, когда на одном из спектаклей на нее упала декорация. Вторая беременность также оказалась неудачной и закончилась хирургическим вмешательством, после которого актриса уже совсем не могла иметь детей.

Она переживала по этому поводу. Знала, как муж хочет ребенка. Однажды с дрожью в голосе призналась, что не будет держать обиды, если он найдет себе другую. Но Байгали обиделся, сказав, что это их общая доля и разделить они ее должны вместе. Всю свою жизнь они с нежностью относились друг к другу и обращались ласково. Они берегли друг друга и ценили. В их доме всегда было много гостей. Хадиша прекрасная хозяйка, очень вкусно готовила. Накрывали огромные столы, за которыми собирались самые близкие люди. Совсем скоро к коллегам присоединились и их ученики.

В 68 лет Байгали Досымжанов скончался, а она, чтобы не потерять смысл жизни, с головой ушла в работу в театре и кино. Ее она успешно совмещала с активной педагогической деятельностью. Много лет, будучи первой женщиной-профессором, она вела класс актерского мастерства в Казахской государственной консерватории имени Курмангазы, а затем в театрально-художественном институте (ныне Национальная академия искусств имени Жургенова). Десятки учеников Хадиши Букеевой стали народными артистами. Они же были с ней до последнего дня ее жизни. И именно им она всегда рассказывала о своем нелегком пути. О том, что когда-то давно в далеком поселке, память о котором она всегда хранила в своем сердце, бегая босой девчонкой по пыльной дороге, она и не думала, что ее жизнь будет такой, красочной и необыкновенно насыщенной.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top