Уральскъ – 2017
(Продолжение. Начало в № 41, 42)
Бесшумно открылись двери аэроэкспресса, проводницы в стильных формах с улыбкой провожают вас. И вот вы снова на знакомом перроне. Косые лучи утреннего солнца пробиваются сквозь кованое кружево старинного дебаркадера. Выходим на вокзал. Нет, это, конечно, не тот старый восточного стиля одноэтажный вокзал, построенный в 1894 году. Его перестроили в период железнодорожного бума 20-30-х гг. прошлого века, когда через Уральскую область проложили транзитные магистрали Уральск-Оренбург-Семипалатинск, Самара-Гурьев, Александров-Гай-Чарджоу, Царицын-Уральск. Акционерное общество Рязано-Уральской железной дороги не поскупилось на строительство нового вокзала в крупном железнодорожном узле. Известные столичные зодчие построили новое станционное здание в модном тогда стиле арт-деко. Старинный вокзал выглядит словно собор колониальной эпохи, каменная летопись безвозвратно ушедшей эпохи индустриальной конкисты великих азиатско-сибирских пространств. На шпилях башен золоченные флюгеры, на полу узорчатая плитка, цветные солнечные лучи льются сквозь витражи. Интерьеры богаты и презентабельны: лепные потолки, тяжелые люстры, на сводах потемневшие фрески с изображением традиционных промыслов региона. Все железнодорожные магистрали расширены, электрифицированы и автоматизированы, с высокой пропускной способностью. Грузы и пассажиры непрерывным потоком перемещаются через континент. Вот прибыл скоростной экспресс с севера: Самара-Уральск-Гурьев. Захватив местных пассажиров, он помчится к югу. На всем пятисотверстовом пути, преодолеваемом за 2-3 часа, будет лишь пара коротких остановок в Лбищенске и Калмыково. Наши попутчики-туристы с любопытством облепили витрину в центре зала. За стеклом сверкает начищенными деталями миниатюрный паровоз первой узкоколейки, в 1894 году связавшей Покровскую слободу с Уральском. Вокзальную тишину нарушает мелодичный звон вокзальных курантов. Время, пора и в город.
Выходим на вокзальную площадь. Ну, здравствуй, Уральскъ! Нет, конечно, вас не встречает угрожающе размахивая шашкой Чапай, он безызвестно умер своей смертью где-то в 40-х гг. прошлого века. Прямо перед нами, за ажурной кованой оградой, старинный Круглый садик. Столетние дубы закрывают пышными кронами фигурный купол старой водонапорной башни. Вокруг сада выстроились красивые краснокирпичные фасады доходных домов и отелей. Отмытая до блеска мостовая сверкает чистотой и опрятностью. Направляемся к стоянке такси, но вдруг слышим необычный перезвон. Это скользит по рельсам старинный трамвайный вагон системы «Бреш». Ну конечно, сегодня же юбилейный день местного трамвайного парка, и по этому случаю устроен традиционный парад ретро-трамваев с экскурсиями по городу. И как не прокатиться по городу после длительного отсутствия? Пользуясь случаем, меняем маршрут и садимся в трамвайный вагон. Блестит свежим лаком дубовая отделка, вагоновожатый экипирован в строгую униформу старого образца. Звонок, и мы покатили, вагоновожатый объявляет: «Следующая остановка – Алексеевская площадь».
Сомкнулись зелеными сводами тенистые кроны старых лип над Вокзальной улицей. Еще не растаявшая в знойном дне утренняя свежесть приятно бодрит. Какой же ты, Уральскъ XXI века?! Вряд ли вы его не узнаете. Это качественно другой город. В нем проживает около полумиллиона человек. Скученности нет, так как все основное население, подобно американским и европейским городам, проживает в обширных зеленых малоэтажных пригородах. Они связаны развитой транспортной инфраструктурой с плотно застроенным городским ядром, разместившимся в пределах исторической части. Вы не увидите обшарпанных хрущоб и безликих многоэтажек, разбитых улиц, уродливых промзон. Напротив, это тщательно спланированный, по-европейски элегантный город. Он аккуратно застроен, качественно озеленен и ухожен. Отлаженно работают городские службы, поддерживая современную городскую инфраструктуру. Уральскъ – постиндустриальный город. Давно ушел в прошлое индустриальный бум, оставив после себя красивые кирпичные здания паровых мельниц, элеваторов, лакричных фабрик, механических мастерских и пивоварен. Сегодня в этих зданиях, в соответствии с мировым трендом, размещены офисы, лофты, выставочные и торговые пространства. Производства как такового в городе мало. Оно размещено в области и максимально приближено к сырью, транспортным и логистическим центрам. Население большей частью занято в сфере услуг и управления. Многие работают в промышленном, добывающем и сельскохозяйственном секторах в области и за ее пределами дистанционно или вахтовым методом. Безработицы нет. Трудовые ресурсы постоянно востребованы мощной экономикой. Уральскъ полностью самоуправляется городским парламентом – местной выборной думой, контролируемой активным городским сообществом. Он сам зарабатывает деньги и живет по средствам, разумно и экономно, без развращающих дотаций. Все общественные проекты находятся под общественным же контролем.
Короткая Вокзальная улица осталась позади, и наш трамвай выезжает на торжественную Алексеевскую площадь. В ее центре высится гранитный монумент, воздвигнутый в честь 100-летия Уральской области. По бокам монумента скульптурные группы уральских казаков и киргизов в национальных костюмах, по центру на бронзовом свитке текст императорского указа 1868 года об учреждении 4 областей из киргизских степей Оренбургского и Сибирского ведомств и земель Уральского и Сибирского казачьих войск. На верху монумента в дубовом венке трехбунчуковый герб Уральской области. На другой стороне монумента высечен известный текст местного поэта XIX века Никиты Савичева: «Национальная вражда все больше гаснет год от года, и два соседние народа должны сдружиться навсегда. Сдружит их общая нужда на ниве честного труда».
В конечном счете время показало прозорливость административных реформ Александра II. Область, когда-то буквально склеенная из совершенно разнородных территорий Уральского казачьего войска и обширных киргизских территорий, за истекшее столетие превратилась в единое экономическое и культурное пространство. Численность населения области уже перешла рубеж трех миллионов. Таковы расчеты прогноза роста численности населения, сделанные Менделеевым в конце XIX века. Непогибшие в войнах, от голода, тифа и репрессий поколения, дали обильное потомство. Большая часть населения области, как и столетие назад – казахи, они традиционно населяют степные территории к востоку от Урала, проживая в Темирском, Гурьевском и Илекском уездах. Нынешний Бокейординский и Жанибекский районы ЗКО административно подчинены Астраханской губернии. Казачье население, насчитывающее около полумиллиона человек, проживает на войсковых территориях в густонаселенной полосе вдоль Урала от Илека до Гурьева.
Уральск – центр огромной, экономически развитой области с четырьмя уездными городами: Гурьевом, Илеком, Лбищенском и Темиром. Она протянулась на сотни верст от оренбургских лесов до Каспийского моря. Пользуясь выгодным географическим положением, область покрыта развитой дорожной сетью, прошита во всех направлениях транзитными скоростными магистралями, железными дорогами, соединена линиями местной авиации. Население занято сельским хозяйством и переработкой сельхоз-продукции, разведением осетровых, добычей и переработкой углеводородов. Отстроенная и отлаженная за столетие грандиозная ирригационная система из сотен каналов и водохранилищ создает устойчивую систему интенсивного земледелия. В многочисленных частных фермерских хозяйствах выращивается высококачественное экспортное зерно, скот, разнообразные агрокультуры. Вся северная акватория Каспийского моря в пределах войсковых границ превращена в зону выращивания рыбы и аквакультур. Значительные налоговые поступления в местные бюджеты, в сочетании с грамотным освоением и распределением, качественно изменили область и ее города. Уровень жизни сопоставим с развитыми европейскими странами, членами союза. Материальное благополучие позволяет среднестатистическому уральцу учиться, лечиться, путешествовать и отдыхать по всему миру.
Короткая остановка у Алексеевской площади, поворот налево, и наш трамвайчик выезжает на широкую перспективу Алексеевской улицы, северный отрезок главной исторической магистрали Уральска. Позади сверкает позолоченной бронзой уже знакомый нам монумент 100-летия области, а далеко впереди, в южной перспективе мерцают купола Михайло-Архангельского собора. Все исторические названия улиц и районов сохранены. Поколениями горожане живут в привычной топонимической среде. Как и столетие назад, исторически главный проспект Уральска разделен на три части – Большую Михайловскую, Большую Садовую и Алексеевскую улицы. Три улицы – три эпохи, и у каждой свой сложившийся за столетия индивидуальный архитектурный облик. Застройка Алексеевской улицы началась еще в первое десятилетие ХХ века. В 1913 году «Уральский листок» писал: «Местные крезы на Алексеевской улице, преимущественно в ее конце, будут возводить большие постройки: в недалеком будущем бывшая глухая окраина на Алексеевской улице обещает украситься магазинами и стать одним из торговых центров города, чему нетрудно случиться благодаря передвижению хлебного базара на Николаевскую площадь». Все это случилось. Первые автосалоны автомобилей «Форд» и «Руссобалт», центры продаж сельхозтехники, магазины Карева, Винклера, братьев Логашкиных эволюционировали в огромные торговые предприятия. Именно они изменили неузнаваемо облик Алексеевской улицы, сегодня это район фешенебельных магазинов и салонов, дорогих бизнес-центров и отелей, стоящих плотным рядом вдоль широких гранитных тротуаров. Мимо бесшумно проносятся ультрасовременные трамваи и троллейбусы, город имеет развитую сеть экологически чистого современного общественного транспорта. А вот движение частного автотранспорта, напротив, сильно ограничено, особенно в центральной части, где по примеру западных городов устроены закрытые для транспорта районы.
Следующая остановка: Николаевская площадь. К югу от нее Алексеевская улица переходит в Большую Садовую. Николаевская площадь самая большая в Уральске, она была спланирована войсковыми архитекторами еще в конце XIX столетия для размещения на ней первого вокзала и подъездных путей. В результате вокзал построили гораздо севернее, на нынешнем месте. Огромный пустырь начал обретать вид городской площади лишь через пару десятилетий, когда по распоряжению властей сюда переместили хлебный рынок. Тогда же газеты отмечали, что коммерсанты начали покидать торговую Туркестанскую площадь, осваивая новый центр торговли. И все же потребовалось еще полвека, чтобы это огромное пространство превратилось в полноценную площадь. В начале ХХ века, после строительства транзитных железных дорог, в Уральскъ хлынула вторая волна иногороднего капитала. Именно тогда здесь, где можно было не тесниться, начали бурно строиться офисные здания, банки и торговые центры. С тех пор деловой центр города окончательно переместился на эту площадь, превратившуюся в уральский «Сити».
(Продолжение следует)
Автор: Рустам Вафеев