Уральскъ – 2017

19 октября 2017
0
2347

(Продолжение. Начало в № 41)

Итак, в последнем мирном 1913 году, численность населения Уральска достигла почти 45560 человек, увеличившись за какие-то десять лет на 20%. Для сравнения, в будущих столичных городах Казахстана на тот момент проживали: в Верном 41 тысяча человек, в Акмолинске около 10 тысяч. Уральск и Уральская область, в три раза большая по территории, чем нынешняя ЗКО, бурно развивались, притягивая в большом количестве активное население из окрестных регионов. Почти все крупнейшие уральские миллионщики были из иногороднего сословия, составившие состояния, помимо предпринимательских талантов еще и благодаря особым экономическим условиям, сложившимся на рубеже XIX-XX веков в регионе. Говоря проще, Приуралье переживало экономический бум. К 1913 году вошли в активную фазу изыскания и проектирования железные дороги: Семипалатинск-Оренбург-Уральск, Самара-Гурьев, Уральск-Царицын, Александров Гай-Чарджоу. Т.е. всего через 10-15 лет Уральск из тупиковой станции должен был превратиться в крупный железнодорожный узел на трансконтинентальных транзитах. В область стал вливаться иностранный капитал. Уже освоивший бакинский регион, нефтедобывающий концерн Нобелей начал промышленное освоение месторождений нефти в южных районах области, на приисках Чунгула и Доссора. Тогда же начались изыскания под проект Урало-Кушумской ирригационной системы (не удивляйтесь, это тоже дореволюционный проект). Бурный подъем переживало сельское хозяйство. В области развивались крупные фермерские предприятия, такие как хозяйства Овчинниковых и Ванюшиных. Это были полноценные, западного типа сельскохозяйственные производства, построенные по самым передовым технологиям. Под Уральском началось строительство крупнейшего в регионе современного хладобойного комбината, вследствие чего ожидался значительный рост животноводства. Казахское население, составлявшее большую часть населения области, в ее северных частях массово переходило в оседлость и хлебопашество, активно втягивалось в общеэкономическую кооперацию. Стремительно менялся ландшафт края. Уездные города и станицы соединила телеграфная связь. По областным дорогам помчались первые автомобили и грузовики. Войсковое хозяйственное правление, видя оскудение рыбных ресурсов Урала, начало всерьез строить планы по искусственному разведению осетровых. Вышеупомянутый ученый-ихтиолог Николай Бородин, после исследовательских поездок в Европу и Америку начал эксперименты по искусственному выращиванию осетровых. Особо бурно развивался областной центр город Уральск. Вся застройка уже тогда велась упорядоченно, в соответствии с генеральным планом, разработанным профессиональными войсковыми архитекторами. В городе все больше и больше появлялось красивых и современных зданий. Центральная улица была замощена и осветилась электрическим светом. Частный состоятельный сектор стремительно электрифицировался и телефонизировался. Обсуждались проекты озеленения, трамвайного сообщения, регулярного пароходства. Бурно развивалась общественная и культурная жизнь. В городе открылись синематографы, в театре и народном доме шли интересные и современные спектакли, непрерывно приезжали антрепренеры, музыканты, циркачи, известные путешественники. В лекториях читали лекции по достижениям современной науки. Процветала благотворительность. Активная деятельность реальных, а не формальных общественных организаций охватывала почти все сферы деятельности: промышленность и торговлю, садоводство и разведение лесов, спорт и театр. Выходила полноценная русская и тюркская пресса. При всех сложностях и противоречиях город поступательно двигался к самоуправлению и выборности властей, формировалось сословие активных граждан, то самое гражданское общество, которое является основой политической системы современных демократических стран. С 1906 года депутаты от казачьего, иногороднего и казахского населения области, избранные в результате настоящих и честных выборов, получили возможность отстаивать интересы своих избирателей в российском парламенте. Николай Андреевич Бородин, выбранный первым депутатом от казачьего населения, уже будучи в эмиграции ностальгически вспоминал:

«Я как сейчас помню. Дивный апрельский день после выборов, когда я поехал посмотреть, что творится в моем любимом и самим выращенном фруктовом саду под г. Уральском. Тысяча разведенных мною яблонь, в то время уже в возрасте 10-15 лет, была покрыта сплошь цветом, и сад представлял дивную картину вновь развивающейся весной жизни. Эта картина как бы дополняла радостно-приподнятое настроение сознания исполнения долга родине…».

XX век только начинался, обещая в недалеком будущем уральскому краю захватывающие перспективы.

* * *

Представим все случившееся столетие назад дурным сном, приснившимся вам в кресле летящего аэробуса. Вы возвращаетесь домой, допустим, после отдыха в Скандинавии. Приятно, знаете ли, в разгар изнурительно знойного уральского лета провести отпуск у прохладных и чистых озер, подышать целебным воздухом хвойных лесов. Пилот объявляет снижение, и вскоре ваш борт совершает посадку в международном аэропорту «Ростоши». В иллюминаторе в лучах утреннего солнца сверкает протяженный стеклянный фасад современного аэровокзала, над которым большими буквами красуется надпись: «УРАЛЬСКЪ».

По телескопическому трапу выходим прямо в аэропорт, в просторный, залитый светом центральный зал. Бегут эскалаторы, мерцает реклама, отражаясь в зеркально отполированных полах, у стоек регистраций ожидают пассажиры. В общем, обычный современный аэропорт. Возможно, лишь одна деталь указывает на географию места. На одной из стен переливается искрами большое мозаичное панно с изображением первого полета известного русского авиатора А. Васильева в небе Уральска 8 июля 1912 года.

Через 15-20 минут отходит аэроэкспресс до города, и у нас есть время выпить чашку кофе, почитать местные газеты. Листаем утренний номер местных «Уральских областных ведомостей». Что же пишут в газетах, что происходит в области, какие проблемы волнуют уральцев в 2017 году? Как обычно бастуют фермеры, требуя компенсаций за погодные аномалии текущего лета. Завершила свою работу городская дума, и город готовится к перевыборам, кандидаты в депутаты активно дебатируют с оппонентами. Балыки и икра местного производства снова получили золотые медали на международной выставке. В Гурьеве завершилась морская регата. В Уральске полным ходом идет реконструкция местного ипподрома, в городском спортивно-концертном комплексе в рамках международного турне дает концерт известная европейская рок-группа. Ну и далее: известия с торгов на местных зерновых и нефтяных биржах, смешной фельетон о приключениях итальянцев в казахских аулах под Темиром. Все буднично, жизнь идет своим чередом. За огромным стеклянным витражом аэровокзала летное поле. То и дело взлетают и садятся самолеты местных и дальних авиалиний, связывающие областной центр с уездными городами, ближними и удаленными регионами страны. Воздушная гавань Уральска живет напряженной круглосуточной жизнью, авиация – один из основных видов сообщения внутри огромной области. Наконец подан аэроэкспресс, входим в комфортабельный салон. Мгновение, и экспресс, быстро набрав скорость, уже мчится сквозь непрерывные поля, сады, плантации, пастбища, густонаселенные пригороды. 25 верст пролетают быстро, гремит Чугунный мост над тихим Чаганом, еще несколько минут, и экспресс, замедлив ход, плавно подкатывает к вокзалу. Суетливо собираются соседи – группа рослых молодых туристов из Швеции, наших попутчиков по самолету. Они решили воочию увидеть разрекламированные в туристических проспектах просторы срединной Азии, начав вояж с евразийского Уральска. Европейцев здесь теперь много. Ничего странного, естественный вектор развития не мог не привести к объединению государств со сходным уровнем развития в рамках единого союза от Атлантики до Аляски. Не будем конкретизировать, во что могла бы трансформироваться за столетие Российская империя. Возможно, она превратилась бы в конституционную монархию британского или шведского типа, или в полноценное федеративное государство, подобное США или Канаде. В обоих вариантах это дало бы подданным неизмеримо более достойную жизнь, нежели самые состоятельные из современных постсоветских режимов.

(Продолжение следует)

Автор: Рустам Вафеев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top