На «струнах столетий»
85 лет назад создан Союз композиторов Казахстана. Среди тех, кто стоял у его истоков – композиторы, музыковеды, исследователи казахских народных песен и кюев Ахмет Куанович и Газиза Ахметовна Жубановы. Их по праву считают одними из основателей казахского профессионального музыкального искусства.
Рождение оркестра
Ахмет Жубанов родился на западе Казахстана в 1906-м году. В 1918-м окончил русскую двухгодичную школу, затем курсы по подготовке учителей, работал учителем. В Актюбинске он знакомится с известным скрипачом Чернюком, окончившим Варшавскую консерваторию, и берет у него уроки музыки. Но самое большое впечатление на него произвела вышедшая тогда книга Затаевича «1000 песен казахского народа».
– Я узнал множество всевозможных легенд о песнях, собранных Затаевичем, и о человеке, который умел читать эти, похожие на мышиные следы, начертания звуков. И загорелся желанием стать таким же специалистом в области музыки, как Затаевич. Чернюк горячо и искренне поддержал это мое стремление. Короче, мое заочное знакомство с Затаевичем через его сборник казахских песен на девяносто процентов решило направление моей дальнейшей судьбы, – вспоминал композитор.
Он поступает в музыкальное училище имени Глинки в Ленинграде, а затем его, как талантливого музыканта, зачисляют в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. В 1932-м году Ахмет Жубанов поступает в аспирантуру Академии искусствоведения, а через год его направляют на работу в Алма-Ату.
В 30-е годы прошлого века в республике открылось первое музыкальное учебное заведение – музыкально-драматический техникум, в котором началась организаторская и педагогическая деятельность Жубанова. По его инициативе при техникуме открыли научный кабинет и экспериментальную мастерскую по усовершенствованию народных инструментов. Сюда для работы приглашены Евгений Брусиловский из Ленинграда, Мухит Айткалиев из Уральской области, мастера по изготовлению музыкальных инструментов братья Романенко и другие. Жубанов создал ансамбль домбристов, ставший основой для знаменитого оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы.
В военные годы Жубанов был художественным руководителем и дирижером Казахской филармонии. При техникуме Жубанов создал студенческий домбровый ансамбль, который на Первом Всеказахстанском слете народных талантов в 1934 году продемонстрировал свое искусство. Вскоре вышло постановление о создании на основе домбрового ансамбля оркестра казахских национальных инструментов.
Так родился известный всему миру Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, художественным руководителем которого назначен Ахмет Жубанов.
Многие годы Жубанов возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Многие из известных сейчас музыкантов воспитанники Ахмета Жубанова. Это Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров и другие.
Занимаясь научно-исследовательской и педагогической деятельностью, Жубанов писал собственные произведения различных жанров. Композитор не только перерабатывал казахские народные песни – он переложил для оркестра казахских народных инструментов сочинения русских и зарубежных композиторов. Среди них – симфонические произведения и оперы, камерно-инструментальные и хоровые сочинения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.
В 1939 году он написал музыку к пьесе Мусрепова «Козы-Корпеш – Баян-Слу». Совместно с композитором М.Ф. Гнесиным – музыку к фильму «Амангельды». Одно из значительных творений этих лет – музыкальная пьеса «Сары» о жизни и творчестве народного композитора.
В 1943-м году Казахский оркестр народных инструментов сыграл марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Музыкальный момент» Шуберта в инструментовке Жубанова. Опера «Абай», написанная Жубановым в творческом соавторстве с композитором Латифом Хамиди в 1944 году к 100-летию со дня рождения народного акына и приуроченная к 10-летию со дня открытия Казахского театра оперы и балета, стала новым словом в казахской музыке.
Ахмет Жубанов является автором научных трудов и исследований по истории казахской народной музыки, о жизни и творчестве народных певцов, кюйши, композиторов.
Работоспособности Жубанова можно только удивляться. Кроме музыкальных произведений, он написал сотни исследовательских работ, статей и художественных очерков, посвященных национальной музыкальной культуре: «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по песням и кюям»). Книгу «Соловьи столетий» называют «энциклопедией казахской музыкальной культуры».
Учениками Жубанова являются народные артисты СССР Шамгон Кажгалиев, Нургиса Тлендиев, народные артисты Казахской ССР Гульнафис Баязитова, Фатима Балгаева, Фуат Мансуров, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Хабидолла Тастанов и многие другие.
Жубанов является организатором, первым дирижером и художественным руководителем Казахского национального оркестра. Он способствовал открытию Казахской государственной филармонии и долгие годы был членом правления Союза композиторов СССР, членом оргкомитета Союза композиторов Казахстана. Композитор награжден орденом Ленина и многими медалями.
Газиза, дочь Ахмета
Дело отца продолжила его дочь – Газиза Жубанова, народная артистка, композитор. Первое свое произведение, написанное в совсем юные годы, Газиза показала Михаилу Гнесину – ученику Римского-Корсакова – с которым Ахмет Жубанова был знаком лично и сотрудничал. После окончания «Гнесинки» она поступила в Московскую консерваторию. Среди однокурсников Газизы были Александра Пахмутова, Евгений Светланов, другие прославленные музыканты и композиторы. В 1962-м году Газизе Жубановой предложили возглавить Союз композиторов Казахстана. И первое, что она сделала – поставила перед руководством страны вопрос о строительстве жилья для музыкантов. Так на пересечении улиц Тулебаева и Кирова (ныне Богенбай батыра) выросла жилая многоэтажка, где получили квартиры многие коллеги Газизы Жубановой. На первом этаже здания вдоль улицы Тулебаева разместился Союз композиторов. Сегодня о многих выдающихся жителях композиторского дома говорят мемориальные доски, установленные на его фасаде. Среди них ученики отца и дочери Жубановых.
О том, как работала Газиза Жубанова над своими произведениями, говорит только один пример – создание оперы «Двадцать восемь» – к 40-летию Победы. Она едет в Подмосковье, к тому самому разъезду Дубосеково, где 16 ноября 1941 года 28 панфиловцев приняли последний бой. Едет в том же месяце, в котором совершился подвиг. Позже вспоминает: «Я была в Дубосеково пасмурным ноябрьским днем. Спустилась в окоп. Стала лицом к лесу, от которого ползли фашистские танки. И мне показалось, что в шуме ветра я слышу, как стучат в унисон сердца солдат перед боем. И стихи Николая Тихонова: «Окоп, Гвардейцев двадцать восемь. Сугробов белые ряды. По горизонту ветер носит пожаров дальних черный дым…».
В ариях, хорах, ансамблях звучат стихи, написанные в годы войны А. Твардовским, К. Аманжоловым, Д. Снегиным, К. Жармагамбетовым, И. Эренбургом, Ю. Друниной, которые придавали опере правдивость и эмоциональный накал. И не только стихи, но и письма фронтовиков использовали авторы – Газиза Жубанова и ее муж, режиссер Азербайжан Мамбетов. Абсолютный слух композитора и интуиция автора либретто точно и безошибочно улавливали родство двух видов искусства – поэзии и музыки. В 1985-м году премьера оперы о 28 панфиловцах с успехом шла в театрах чуть ли не всех городов Советского Союза, но потом была как-то забыта. Сам подвиг стали ставить под сомнение. Началась так называемая деколонизация и подвигов, и культуры. Слишком много в них советского.
А вот японская скрипачка Маюко Кацумура, узнав о концерте, посвященном памяти Газизы Жубановой, выразила восхищение ее творчеством: «Когда мы готовили концерт в Казахстане в честь культурного обмена между нашими странами, передо мной встала задача исполнить музыку казахстанских композиторов на скрипке. Я начала искать подходящие произведения и так обнаружила скрипичный концерт Газизы Жубановой. Он напомнил мне моих любимых советских композиторов по интенсивности и энергичности ритма, но в нем также присутствовало уникальное азиатское звучание. Это было невероятно свежо и вдохновляюще. Как такая же азиатка, я была поражена. Я хочу продолжать исполнять произведения Жубановой. Хочу, чтобы как можно больше людей в Японии узнали ее творчество».
Династия музыкантов и композиторов Жубановых продолжается. Правнук Ахмета Жубанова и внучатый племянник Газизы Жубановой – заслуженный деятель Казахстана лауреат Государственной премии РК, дирижер прославленный маэстро Алан Бурибаев.