Таинственный голос кобыза

16 мая 2024
0
4131

Считается, что в любой музыкальный инструмент Бог вкладывает душу. Казахские домбра, кобыз, жетыген и другие не исключение. Музыка в степи звучала всегда. Но если в далекие времена это было исполнение одиночного акына, то теперь звучат целые оркестры. Удалось посчитать – у казахов более 40 видов национальных инструментов.

Самым древним считается кобыз. Использовали его и в ритуальных обрядах. В наши времена, конечно, звучанием никого не лечат, но кобыз по-прежнему любим народом и популярен. Его голос настолько красив, что сравнить нельзя ни с каким другим. Кобызист Адлет Азбаев виртуозно владеет древним казахским национальным инструментом кыл-кобыз. Исполняет традиционные кюи, а также современные произведения с оформлением эстрадной аранжировки. Адлет один из лучших дирижеров Казахстана. В рамках своего проекта сотрудничает с оркестрами разных городов. Лауреат международного фестиваля творческой молодёжи «Шабыт», международного конкурса им. Қорқыт, Республиканского конкурса им. Курмангазы, Республиканского конкурса им. Таттимбета, XXV Республиканского конкурса молодых исполнителей, дважды Республиканского конкурса им. Нургисы Тлендиева, лауреат Республиканского конкурса «Мәңгілік сарын».

Профессиональный музыкант, мастер своего дела извлекает из инструмента поистине волшебные звуки, которые могут затронуть самые тонкие струны души и подарить незабываемые впечатления и море положительных эмоций.

За многовековую историю своего существования кобыз практически не изменился. Его также делают по старой технологии – из дерева, обтягивают кожей, вместо струн используют конский волос. У этого инструмента необычный звук. Еще древние заметили, что он исцеляюще воздействует на организм человека. Существует несколько разновидностей: прима-кобыз, кыл-кобыз, шан-кобыз и другие. Несведущему человеку заметить разницу сложно, но знатоки определят сразу. Инструмент делается из цельного дерева, на нижней деке натягивается кожа, шейка кобыза без грифа. У древней формы инструмента две струны из нескрученных волос коня. Украшали кобыз металлическими подвесками, колокольчиками, пластинами, а внутри устанавливали зеркало, в отражающую силу плохой энергии которого верили баксы (шаманы-целители) и жырау (народные певцы), исполнявшие на этом инструменте героические эпосы и эпические сказания.

То, что кобыз изготавливали из цельного куска дерева, объясняется не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений ранее и передачей традиций ныне: по древним верованиям кочевников, именно в цельном куске сохраняется живая и поющая душа дерева, отзывающаяся на струны инструмента. А густые нескрученные конские волосы в натянутой струне дают густой, богатый обертонами тембр.

Принято считать, что создателем кобыза был мудрец и кюйши Коркыт-ата. Он первым написал и мелодии для инструмента, чудом сохранившиеся до наших дней. А если говорить об общетюркских корнях инструмента, то термин «кобыз» можно встретить в различных фонетических вариантах (кобус, кобза, кубыз, кубас, купас, кумуз, хомуз, комыз, хомыс, ковыж).

Кобыз, или, если правильно говорить, древний кыл-кобыз претерпевал несколько усовершенствований, и таким образом кобыз-прима, рожденный в недрах оркестра казахских народных инструментов, прошел долгий путь своей модернизации. Это было вызвано необходимостью повышения уровня оркестрового и сольного исполнительства. Новый инструмент дал возможность исполнителю расширять репертуар, точно воспроизводить звуковую высоту. История создания казахского музыкального инструмента кобыза-прима связана с организацией в 1934 году оркестра народных инструментов при Казахском центральном исполнительном комитете. Его основателем, художественным руководителем и первым дирижером стал будущий академик, народный артист Казахской ССР Ахмет Жубанов. Рождение оркестра явилось историческим событием в культуре казахского народа, так как переход от вековых традиций сольного исполнительства к многоголосному оркестровому звучанию, исполнение произведений в нотной записи и выход на большую сцену повлекли за собой усовершенствование казахских народных музыкальных инструментов. Усовершенствование оркестровых кобызов разрабатывалось на основе традиционного двухструнного кыл-кобыза.

Первыми исполнителями на трехструнном кобыз-приме были талантливые музыканты, народные артисты Казахской ССР Гульнафиз Баязитова и Фатима Балгаева. К слову, диск с записью исполнения самых знаменитых кюев известной казахстанской кобызисткой, музыкальным педагогом Фатимой Балгаевой был издан под редакцией Ш.З. Рауандиной.

А второй этап реконструкции кобыза пришелся на 1950-1958-е годы, когда по инициативе главного дирижера и художественного руководителя первого национального оркестра имени Курмангазы Ш. Кажгалиева музыкальным мастером К. Касымовым и мастерами русского оркестра К. Дубовым и С. Федотовым при участии А. Лачинова разработан комплект музыкальных инструментов, модернизация которых решила ряд исполнительских задач. Жубанов отметил, что звучание оркестра стало колоритным, богатым по тембру и динамике.

Таким образом, в результате второго этапа реконструкции было осуществлено рождение оркестрового четырехструнного инструмента, принявшего ковшеобразную форму, с кожей на верхней деке. Флажелетно-ногтевой способ игры. Отличие его от прародителя заключалось в наличии металлических четырех струн, настроенных по квинтам и укороченной шейке инструмента. Два главных отличительных фактора придали ему новое звучание, необходимое для оркестрового исполнительства. Причем добавление четвертой струны значительно расширило диапазон и строй (соль малой октавы, ре и ля первой октавы, ми второй октавы), а укороченная шейка инструмента способствовала повышению технических возможностей исполнения сложных оркестровых партий. У четырехструнного кобыза-примы были свои известные исполнители, среди которых заслуженная артистка Казахской ССР М. Каленбаева, солистка национального оркестра имени Курмангазы, в исполнении которой прекрасно звучали многие оригинальные сочинения.

Но и на этом этапе реконструкция кобыза не остановилась, и сегодня на сцене и в учебных заведениях музыканты держат в руках все более усовершенствованные модели инструмента. Они всегда изготовлены мастерами, потому что кобыз – это не фабричный инструмент: его душу надо чувствовать, а также знать и понимать, кто будет извлекать из него правильные звуки.

Кстати, именно своими волшебными свойствами чувствовать человека, пространство и время наделен именно этот инструмент. Музыканты признаются, что кобыз любит не всех людей и не все страны мира. Дерево и кожа реагируют на любые перепады температур, а, по мнению этно-дизайнера из Шымкента Кендебая Карабдалова, кобыз вовсе не зазвучит, если близко к нему будет находиться человек с отрицательной энергетикой, зато мягко запоет для доброго путника.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top