Свет от Лилии

7 сентября 2023
0
1112

Они не выходят на сцену под бурные аплодисменты нет преданных поклонников и звёздных ролей, но без них жизнь любого театра может остановиться. Лилия Муратовна Демесинова художник по свету Казахского драматического театра им. Х. Букеевой. В профессии 28 лет, в театре – практически с момента его основания. Лилия объясняет: свет – важная часть театральной постановки. Режиссеры подтверждают: иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля.

Над спектаклем в соавторстве работают несколько главных специалистов театра – художник-постановщик, художники по костюмам, по свету и во главе режиссер. За ним последнее слово. К нему нужно обращаться, если возникают какие-то вопросы по концепции.

Но в идеальном соавторстве все работают на общую идею и помогают друг другу доносить мысли. Со стороны художников по свету – это чувства и эмоции в цвете, динамике.

Свет – не просто одно событие, которое происходит в спектакле, это процесс: как актерская игра, как режиссерский замысел. Он тоже с чего-то начинается, через что-то проходит и к чему-то должен прийти.

– Гаснет рампа – театра больше нет, подытожил один из классиков. Действительно, невозможно представить себе театральную постановку даже с самыми великолепными декорациями, роскошными костюмами и гениальными актерами, но без обычных софитов и прожекторов, – говорит Лилия.

Для нее годы в театре пролетели незаметно. Кажется, только вчера она окончила культпросветучилище, специальность – культработник и руководитель ансамбля народных инструментов. Впервые пришла в театр, где ее приняли в осветительный цех помощником. Она планировала поработать лишь пару месяцев, на время летних каникул. С 1 сентября
должна была уйти в музыкальную школу, педагогом по классу домбры. Но не ушла, осталась навсегда.

– Художник по свету, которому я помогала, уехал, и мне предложили его заменить, – вспоминает Лилия. – Меня оставили вместе него, хотя к тому моменту знаний практически не было. Один на один с пультом управления, который мне нужно освоить в кратчайшие сроки, ведь уже полным ходом шла постановка большого спектакля «Абай».

Лилия понятия не имела, как бы она справилась со всем, если бы не помощь со стороны. Рядом с ней сидел молодой парень, звукооператор, который вошел в положение испуганной девушки.

– Он сразу стал объяснять, показывать, что и как. Я поняла, что он очень хороший специалист. Никакого крика, говорил тихо и доходчиво. Уже потом я узнала, что он и в жизни такой – спокойный и немногословный. И уже через три месяца я легко управляла пультом. А через два года мы поженились. Вместе 26 лет, у нас двое детей, старшему сыну 25 лет, он работает экологом в Аксае. Дочери 12, она ученица Назарбаев Интеллектуальной школы.

Для того чтобы стать настоящим художником по свету, надо знать не только электротехнику, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь врожденный художественный вкус и выверенное чувство света. И при этом обязательно быть художником в душе. То, что для художника значат краски, для осветителей – прожекторы, софиты и рампы.

Лилия признается, она влюблена в театр. С тех самых пор, как только сюда пришла впервые. Стены, лестница, зрительный зал – все это ей родное.

– Мы с супругом сидим за стеклом, примерно в том месте, откуда бьет свет, и контролируем все происходящее на сцене, – рассказывает она.

Лилия не без гордости говорит, что она знает весь репертуар театра, почти наизусть помнит все монологи актеров. Утверждает: именно это очень помогает в работе.

«Многие зрители думают, что спектакль начинается тогда, когда в зале гаснет свет. Нет, все начинается именно со света, – говорит она. – Причем каким будет свет во время спектакля, я выясняю еще до начала репетиций, то есть до появления актеров на сцене. С режиссером расписываем – где какая атмосфера должна быть, где какой свет. Создается паспорт спектакля, куда записывается вся световая партитура, постановка света, направка. Мне необходимо вовремя, по реплике, нажать на кнопку, поэтому я должна помнить, после каких слов актера мне свет направлять или наоборот».

Ошибка осветителя может дорого обойтись, вплоть до срыва спектакля. К примеру, вместо одного фонаря включатся все. Тут же меняется характер света, а вместе с ним и атмосфера сцены. Тут уже сбивается актер… Кстати, как бы ни развивалась техника, но полностью компьютеризировать свет и записать на один компьютер полное оформление спектакля никогда не удастся. Главной командой к действию для техники является реплика. А актер не машина, и может какую-то фразу сказать на несколько секунд раньше или позже запланированного. Поэтому, какая бы умная техника ни находилась в распоряжении осветителя, все зависит только от него.

– Театр – команда единомышленников, единый, мощный организм, в котором в нужный момент мы могли бы заменить друг друга, – объясняет Лилия.

Она сама когда-то пробовала себя в качестве режиссера. Самостоятельно ставила спектакль, это была ее дипломная работа. Тогда заканчивала режиссерский факультет ЗКГУ им. Утемисова. Пробовала себя и в качестве актрисы. Готовились к мероприятию, технический состав подготовил небольшую постановку. Лилия превосходно пародировала. Однако она намного увереннее чувствует себя за пультом, рядом со своим супругом, с которым они ни на минуту не расставались: на работе и дома всегда вместе. А в палисаднике он развел лилии для прекрасной Лилии.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top