Статус Каспия: свет в конце тоннеля
Доводилось неоднократно писать о состоянии и перспективах правового статуса Каспийского моря, путях и механизмах достижения компромисса в его определении, экономической интеграции стран «каспийской пятёрки». Ровно год назад произошло заметное событие в дискуссиях по проблемам Каспия, особенно по его правовому статусу. К сожалению, СМИ не уделили ему должного внимания. Речь идёт о видеомосте Алматы-Астрахань. Его организаторами выступили Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Казахстан) и Центр международных общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (Россия). Есть смысл напомнить, о чём конкретно шла речь на этом видеомосте, тем более что многие высказанные там мнения и оценки сохраняют свою актуальность и сегодня.
Уже в начале встречи старший исследователь Евразийского НИИ Лидия Тимофеенко-Пархомчик напомнила, что проведённая в июле 2016 года встреча глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств (Казахстана, России, Азербайджана, Туркмении и Ирана) не принесла желаемого результата – компромисс по поводу Конвенции о правовом статусе Каспийского моря достигнут не был. Именно по этой причине проведение пятого по счёту саммита глав государств в Астане отложено на неопределённый срок.
Выступающая отметила, что хотя все государства в той или иной степени изменили свои первоначальные подходы к определению статуса Каспийского моря, наибольшую гибкость проявила «тройка», включающая в себя Россию, Казахстан и Азербайджан. В последнее время в сторону компромисса начал дрейфовать и Туркменистан. В частности, эксперт напомнила, что в 2015 году ратифицировано казахстанско-туркменское соглашение о разграничении Каспийского моря на казахстанский и туркменский сектора.
Эксперт абсолютно права. Ведь сегодня Туркменистан фактически принял эстафету у России, Казахстана и Азербайджана в вопросе разграничения Каспийского моря. Единственная страна, которая не поддерживает принцип применения модифицированной срединной линии – это Иран, самый сложный переговорщик в Прикаспийском регионе. Именно иранская позиция является камнем преткновения в вопросе определения правового статуса Каспия.
Затем казахстанский эксперт назвала важный фактор, тормозящий переговорный процесс: отсутствие у переговорщиков уровня ниже глав государств полномочий для принятия политических решений, в то время как встречи лидеров «каспийской пятёрки» проходят довольно редко.
Большой интерес вызвало более оптимистичное выступление доцента кафедры политологии и международных отношений Астраханского государственного университета Сергея Новосёлова. Он напомнил, что четвёртый саммит глав государств прикаспийских стран, прошедший в 2014 году в Астрахани, стал настоящим прорывом в решении каспийской проблематики.
– По его результатам был определён размер исключительной экономической зоны, на которую распространяется юрисдикция суверенного права прибрежных государств протяжённостью 25 морских миль, при этом остальная часть моря остаётся в общем пользовании. Это создаёт новые возможности обсуждения данного вопроса, – отметил Новосёлов.
По его мнению, пятый саммит отложили не столько по причине отсутствия компромисса относительно правового статуса Каспийского моря, сколько по причине резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке. Вот что далее заметил Сергей Новосёлов:
– Активное вовлечение Российской Федерации в сирийский конфликт привело к изменению расстановки сил на Каспии. После того, как корабли Каспийской военной флотилии осуществили запуск крылатых ракет по позициям боевиков Исламского государства в Сирии, прикаспийские страны восприняли произошедшее как трансформацию расклада сил на Каспии.
Последствия этой трансформации С. Новосёлов оценил двояко. С одной стороны, это позволило заметно укрепить альянс между Россией и Ираном, что, по мнению политолога, уже в ближайшей перспективе может сблизить позиции сторон в вопросах определения международного статуса Каспийского моря. С другой стороны, использование воздушного пространства Каспийского моря для удара по боевикам в Сирии крайне насторожило прибрежные страны.
Таким образом, неожиданное вовлечение Каспия в один из самых острых международных конфликтов заставляет по-новому взглянуть на правовой статус водоёма и обеспечение всей системы региональной безопасности, подчеркнул Сергей Новосёлов.
А вот политический обозреватель, главный редактор телеканала «Астрахань-24» Александр Васильев выразил скептицизм относительно российско-иранского альянса и призвал коллег не идеализировать отношения России и Ирана и перспективы их военного сотрудничества.
– Учитывая своеобразие иранской политической культуры, интересы России и Ирана в Сирии всё-таки не сходятся, поэтому я бы не стал особо рассчитывать на то, что позиция Ирана по Каспию существенно изменится в лучшую сторону. Как раз-таки ядерная сделка развязала руки Ирану и сориентировала его в направлении запада и юго-запада, где находится фасад Ирана. Тогда как Каспий для него в экономическом отношении – это задний двор, –констатировал российский эксперт.
А. Васильев также напомнил участникам видеомоста о транскаспийском газопроводе, в вопросе которого, скорее всего, интересы стран-участниц переговоров не совпадают.
Казахстанский политолог Замир Каражанов отметил, что особую остроту тема вовлечения Прикаспия в сирийский конфликт приобретает в связи с настойчиво звучащими предложениями демилитаризировать Каспий. В то же время эксперт не склонен драматизировать ситуацию, отметив довольно высокий уровень доверия между странами «каспийской пятёрки».
– Мы прекрасно знаем, что оборонные бюджеты и военные расходы прикаспийских государств растут, однако этот рост никогда не был связан с ситуацией в сфере безопасности на самом Каспии, потому что у каждой из стран «пятёрки» проблемы «на стороне» и гораздо более глобальные, – отметил казахстанский политолог.
Сегодня Прикаспийский регион переживает период трансформации, и она касается не только сферы безопасности, но и экономики. С учётом того, что каспийские страны по большей части нефтедобывающие, а цена на нефть значительно снизилась, государствам региона на нынешнем этапе необходимо приложить максимум усилий для диверсификации торговых отношений.
– Страны Прикаспийского региона будут отходить от добывающей модели, осваивать новые сферы производства. И если мы говорим о безопасности, то диверсификация экономики является тем фактором, который укрепит безопасность в регионе, – подчеркнул казахстанский эксперт.
Очень любопытное мнение З. Каражанов высказал о китайском факторе в Каспийском регионе. Он выразил уверенность, что с его помощью можно повлиять на Иран.
– Отмечу, что для Тегерана каспийская нефть, по сути, не играет значимой роли. Главные нефтяные запасы Ирана находятся на границе с Ираком и в Персидском заливе. Спрашивается, какие факторы могут повлиять на Иран и склонить его к подписанию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря? Полагаю, таким фактором может стать Китай, который значительно усилил свою позицию и стал достаточно значимым игроком в Прикаспийском регионе. Инициатива Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) может сыграть позитивную роль и в решении каспийской проблемы. Существует только один мощный стимул для Ирана – это экономическое сотрудничество не только в рамках «каспийской пятёрки», но и с участием Китая.
Как не согласиться с казахстанским экспертом! Ведь заинтересованность есть и у китайской стороны, которая готова выстраивать транспортную инфраструктуру ЭПШП через территорию Ирана и Каспий. Для КНР важен выход на Ближний Восток в основном по сухопутным маршрутам, минуя те морские пути, где сильно ощущается американское военное присутствие. Именно этот китайский фактор можно разыграть на переговорах с Ираном.
По мнению заведующего кафедрой Астраханского государственного архитектурно-строительного института Алексея Синельщикова, ключевую роль в формировании транспортного потенциала региона, расширении политических и деловых контактов должен сыграть транспортный коридор «Север-Юг».
Ведь этот проект инициировали все прикаспийские государства, и сегодня он является самым успешным из реализуемых в регионе. Необходимо создать рабочий орган проекта «Север-Юг», который смог бы разрабатывать и согласовывать тарифы, заниматься логистикой, служить единым центром управления. Такого органа сейчас нет, и это во многом обусловлено отсутствием правовой основы и, в конечном счёте, связано с незавершённостью процесса определения статуса Каспия.
Участники видеомоста сошлись во мнении, что решение этого вопроса позволит раскрыть потенциал Каспийского моря в качестве важной транспортной «артерии» Евразии.