«Самоцветы»: «И несут нас удивительные кони…»
Удивительно, но об этом очень примечательном факте любители музыки, за редким, может быть, исключением, не знают. В 1996 году легендарный ВИА «Самоцветы» после довольно большой творческой паузы записал для передачи «Золотой граммофон» несколько старых хитов группы, но в новой обработке. Успех был потрясающий: слушатели пресытились современными попсовыми поделками, соскучились по песням их детства и юности, написанных профессионалами. А тут такой подарок! Так с подачи «Самоцветов» зародилось не просто всероссийское, а «всеэсэнговское» общенародное музыкальное движение «Старые песни о главном». Стали проводиться ретро-фестивали. Вновь заколесили по бывшему СССР «Синяя птица», «Поющие сердца», «Лейся, песня!» и другие известные ВИА 70-х. И, конечно же, «Самоцветы», отметившие в 2016 году своё 45-летие.
Аппаратура – японская!
А начиналась история «Самоцветов» очень даже любопытно. Выпускник Московской консерватории по классу контрабаса Юрий Маликов в конце 60-х годов продолжал сопровождать выступления вокалистов. Подготовку Юрий прошёл действительно солидную – учился у знаменитого профессора Астахова. Заведующим же кафедрой был сам Мстислав Ростропович!
Но Маликов очень внимательно следил за новыми музыкальными веяниями: на Западе росла популярность рок-музыки, в СССР выступали, правда, на неофициальном уровне, доморощенные коллективы этого направления – «Архив», «Славяне», «Братья», «Соколы». В 1966 году были созданы первые отечественные профессиональные вокально-инструментальные ансамбли – «Поющие гитары» (Ленинград) и «Весёлые ребята» (Москва). Загорелся идеей создать свою группу и Юрий Маликов.
А тут ему предложили принять участие в международной выставке ЭКСПО-1970 в Японии. Таким предложением Маликов воспользовался очень продуктивно: активно изучил техническую сторону музыкального творчества. На заработанные деньги купил первоклассную аппаратуру для будущего ансамбля.
Приехав в Москву, Маликов позвонил Юрию Петерсону, выступавшему тогда в качестве солиста в «Весёлых ребятах», и попросил его «взглядом профессионала» оценить новую аппаратуру. От гитар и микрофонов Петерсон был не в восторге, а вот всё остальное было просто класс. Такой аппаратуры тогда в Союзе не было ни у кого: можно создавать группу!
Звёздный час
В августе 1971 года на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!» состоялся впечатляющий дебют безымянного ансамбля под руководством Юрия Маликова. Ребята исполнили народную песню «Пойду ль я, выйду ль я» и «Увезу тебя я в тундру» М. Фрадкина на стихи М. Пляцковского. Был объявлен конкурс на название ансамбля. Слушатели прислали сотни предложений. Музыканты выбрали – «Самоцветы» по фразе из песни «Увезу тебя я в тундру»: «…Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберём».
Но прежде чем начать активную гастрольную деятельность, нужно было подобрать репертуар, сделать современные, в духе времени, аранжировки. Всё было: споры, разочарования, радость от творческих находок и… звонки возмущённых до глубины души маститых композиторов. Однажды позвонил Серафим Туликов и посетовал, что аранжировка «Самоцветами» его новой песни никуда не годится. Но она и не могла быть такой, как, например, у Иосифа Кобзона или Эдуарда Хиля. У «Самоцветов» вырабатывался свой стиль: упор на мелодичную песню с использованием унисонов и заимствованной из рок-музыки ритмики. Говорят, что ситуацию разрядила внучка Туликова: «Деда, не мешай им. «Самоцветы» сами всё сделают. Вот увидишь: всем понравится!»
Понравилось, и ещё как – вся страна, а уж лётчики особенно, были в восторге от песни С. Туликова «Там, за облаками» в исполнении ансамбля «Самоцветы». Много лет спустя Петерсон, который пришёл в группу в 1972 году, и некоторые другие её участники вспоминали: приходилось прилагать титанические усилия, чтобы из предложенного (по линии Союза композиторов) некачественного материала сделать «конфетку». И чтобы молодёжь слушала. В том числе и один из первых хитов с символическим названием – «У нас, молодых».
В 1972 году сформировался первый состав «Самоцветов»: Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Эдуард Кролик, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов, Николай Раппопорт, Юрий Петерсон, Анатолий Могилевский, Юрий Генбачёв.
Интересно, что едва ли не первая пластинка «Самоцветов» – «миньон» с четырьмя песнями – вышла за рубежом, в ГДР, после Дрезденского шлягер-фестиваля. В нём участвовал солист ансамбля Валентин Дьяконов, занявший со своей песней «Ивушка» шестое место среди 25 участников из других стран Европы. В последующие годы группа Маликова стала лауреатом музыкальных фестивалей в Варшаве, Берлине, Праге, Гаване, Милане, лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974).
Герой многих песен «Самоцветов» – наш современник. Он, патриот и романтик, осваивает Север и Сибирь, возводит города, строит дороги, горячо влюбляется и ценит самое дорогое на Земле – мир и дружбу. Поэтому большим успехом пользовались и пользуются сегодня такие песни в исполнении «Самоцветов», как «Мой адрес – Советский Союз», «За того парня», «У деревни Крюково», «Строим БАМ», «Багульник», «Чернобровая дивчина», «Вся жизнь впереди», «Песня молодых хозяев тайги», «Не повторяется такое никогда»…
Солист «Самоцветов» Валентин Дьяконов – красивый, статный блондин – сводил с ума всех женщин Советского Союза. Они специально ходили «на Дьяконова», который буквально завораживал их и всех слушателей тонким лиризмом и проникновенностью исполнения.
«Самоцветы» приобретают фантастическую популярность, им предоставляются лучшие концертные площадки страны. В 1974 и 1975 годах группа дала 20 концертов в Москве на стадионе «Динамо», на каждом из которых присутствовало до 20 тысяч человек. Юрий Маликов и его команда регулярно приезжали на БАМ и участвовали в традиционном фестивале «Огни магистрали».
Интересно, что именно в «Самоцветах» начинал свой творческий путь Владимир Винокур: сначала его приняли в качестве вокалиста, а вскоре он стал выступать с пародиями. Вообще конферансье у Маликова и его команды не было никогда: ребята сами развлекали зал. Это, например, прекрасно делал после ухода Винокура бас-гитарист Сергей Кузнецов.
В 1975 году случился творческий кризис. Старый состав «Самоцветов» ушёл от Маликова и создал группу «Пламя» под руководством Николая Раппопорта. Позже бессменным руководителем этого коллектива стал Сергей Березин. Маликов набрал новый состав. В ансамбль вошли лауреат джазовых фестивалей Владимир Пресняков-старший, его супруга Елена, Александр Брандов (Брондман), Владимир Полонский, Евгений Курбаков… Затем в ансамбль пришли будущий основатель (вместе с А. Барыкиным) легендарного «Карнавала» Владимир Кузьмин, будущий солист «Весёлых ребят» Алексей Глызин, исполнитель одной из композиций на известном диске Давида Тухманова «По волне моей памяти» Сергей Беликов…
Многих из этих музыкантов увидел Уральск в сентябре 1982 года.
Уральские гастроли
У ДК завода имени К. Ворошилова – столпотворение. Гастроли «Самоцветов» вызвали небывалый ажиотаж, сравнимый, пожалуй, только с первыми выступлениями в нашем городе группы «Земляне» в 1980 году.
В зале гаснет свет. Серия ослепительных вспышек, как фото-блицев, под акцентированные, «плотные» унисоны ударных, бас-гитары и синтезатора выхватывает на сцене фигуры музыкантов в белых костюмах. «Жизнь играет с нами в прятки, «да» и «нет» – слова-загадки…» – так начали «Самоцветы» исполнение композиции Юрия Антонова на стихи Олега Жукова «Жизнь». О ней, о жизни, с её радостями и печалями, находками и потерями, и вышли рассказать в своих песнях музыканты.
Группа предстала совсем в другом, современном, облике, полностью отказавшись от духовой секции. В её репертуаре появились песни в стиле рок, чему в немалой степени способствовало возвращение в ансамбль из распавшейся группы «Аракс» Сергея Беликова – первого исполнителя хита «Самоцветов» «Всё, что в жизни есть у меня».
Беликов блестяще исполнил композицию с философским подтекстом «Зеркало и шут», ещё несколько вещей и давно полюбившуюся слушателям песню «Сон-трава» из кинофильма «Опасные друзья».
В августе 1988 года «Самоцветы» вновь в Уральске! Елена Преснякова, Александр Нефёдов, Олег Слепцов, Георгий Власенко (бывший клавишник группы Стаса Намина «Цветы»), Евгений Пахомов, Сергей Кузнецов устроили яркое шоу, исполнив самые разноплановые вещи от «Али-бабы» до философской «Удивительные кони»:
«Только будь на виражах чуть-чуть спокойней, на других коней уже не пересесть, и несут нас удивительные кони: то, что было, то, что будет, то, что есть…»
Слёзы ностальгии
Да, в жизни, как говорится, всякое бывает. И на её крутых виражах надо выстоять, иначе всё пойдёт крахом… Был и у «Самоцветов» тяжелейший период начала 90-х годов. У молодёжи появились новые музыкальные кумиры – старые ВИА, казалось, навсегда выброшены на свалку истории. Много лет группа не выступала: кто-то занялся сольными проектами, кто-то ушёл в бизнес и даже в политику… Пока не случилась та самая запись на «Золотом граммофоне».
«Самоцветы» возродились. Лет 10 назад один из спутниковых телеканалов показал их концерт в Ханты-Мансийске, на большой открытой площадке при огромном стечении людей. Как тогда, в 70-е, на «Динамо». Вновь звучали «Мой адрес – Советский Союз», «Верба», «Налетели дожди», «Бамовский вальс» и другие хиты. На глазах людей старшего поколения были слёзы: под эти песни они влюблялись, уходили служить в армию, ехали на Север и на БАМ возводить города, прокладывать дороги…
И вновь звучали со сцены знакомые с детства слова из песни «Самоцветов»: «Рельсы упрямо режут тайгу, дерзко и прямо, в зной и в пургу…». «Самоцветы», «Старые песни о главном» вернулись к нам, потому что настоящее искусство не умирает!