Прошлое утверждает
Касым-Жомарт Токаев назвал восемь задач национальной идентичности Казахстана.
Сюда вошли – символика страны, историческое самосознание, воспитание нового поколения, информация и креатив, экспертиза и аналитика государственной политики, развитие приграничных районов, самоуправление на местах, а также культурное наследие.
«Наша страна является средоточием и местом пересечения разных культур, которые органично вплетены в наш национальный код. Мы высоко ценим свою историю, связанную с именами выдающихся представителей многих народов», – сказал Касым-Жомарт Токаев. Президент напомнил, что в Казахстане есть уникальные музеи таких широко известных в мире поэтов и писателей, как Александр Пушкин, Тарас Шевченко, Федор Достоевский, Михаил Шолохов и ряда других. Необходимо сохранять и изучать это наследие, олицетворяющее многогранность нашей национальной культуры. Одним из ключевых институтов здесь должно стать Казахстанское агентство по международному развитию «KazAID» при министерстве иностранных дел. Во многих странах подобные структуры занимаются продвижением своего национального бренда, истории и культуры, что способствует укреплению позитивного имиджа страны, формируются благоприятные условия для реализации внешнеполитических инициатив и усиления позиций бизнеса в мире. «Казахская культура многогранна. От наших предков нам досталось огромное наследие, которое нужно последовательно модернизировать и продвигать во всем мире. Например, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи считается одним из символов нашей уникальной истории и занимает особое место в системе наших духовных ценностей. Внесено предложение придать данному объекту статус национального историко-культурного памятника. Я поддерживаю эту инициативу», – сказал Президент.
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 35 тысяч архитектурных, археологических и исторических памятников. В их числе и святые места ЗКО.
Каждое историческое место имеет свою историю и легенду.
В музеях области собран богатый материал по каждому из мест.
Экскурсоводы рассказывают интересные факты. Одно из важных в списке сакральных мест области – Мавзолей Дадем-ата, который находится в Сырымском районе, в 18 км от поселка Тоганас (бывший совхоз им. газеты «Правда»).
В народе святого, некогда жившего здесь, называют Дадем-ата, но на самом деле его звали Аулие Жумагазы Хазирет. Известно, что он родился в конце XVIII века. По словам прямого потомка Дадем-ата принадлежал к роду Тама и после обучения в Туркестане вернулся в родные края. Многие трактаты и философские письмена Аулие Жумагазы были утеряны с годами. Поэтому его потомок в пятом колене Гарифолла Жанбузов посвятил свою жизнь поискам документов о своем родственнике. Изучал архивы городов Астрахани, Оренбурга, Алматы, но пока все это безрезультатно. Так как все данные тех времен велись на тоте жазу, необходимы специалисты для перевода.
Есть объяснение тому, почему Дадем-ата в народе называют святым. На сегодняшний день существует много легенд о его удивительных способностях.
Одна из легенд рассказывает о том, что, когда Дадем-ата вернулся из Туркестана, он стал просить участок земли для себя и своих родных. Но ему в его просьбе отказали. Когда Дадем-ата уходил, все заметили, как поднялся сильный ветер, и за спиной святого появился огонь. Было решено, что это не простой человек, землю ему дали. И это не единственная легенда, повествующая о необычайных способностях.
У мавзолея святого всегда большой поток людей. По словам Г. Жанбузова, посетить кладбище в день приезжают более 100 человек. А в субботние и воскресные дни число паломников достигает от 300 до 400 человек. Для всех, кто хочет посетить Дадем-ата, здесь созданы благоприятные условия. Есть небольшой домик для паломников, отдельная просторная намазхана. Для пожелавших заночевать, имеются вместительные комнаты отдельно для мужчин и женщин. Каждый, кто приехал сюда, верит, что его молитвы будут услышаны. В основном приезжающие сюда люди ищут исцеления от своих болезней. Здесь бывают в основном те, кто уже потерял всякую надежду на излечение своего недуга. По словам родственника святого, процентов 50-60 возвращаются сюда снова, потому что святые места помогли им. Каждый, кто приезжает, обязательно оставляет запись в Книге откликов.
Здесь можно узнать много историй. Люди, посетившие эти места, обязательно пьют воду из колодца у реки Анкаты. Существует легенда, что этот колодец вырыл сам Дадем-ата. Когда-то люди решили рядом вырыть еще один колодец, чтобы не использовать святую воду безмерно. Что интересно: во втором колодце, находящемся лишь в пятидесяти сантиметрах от предыдущего, вода была соленой. И если в новом при 30-градусном морозе вода замерзала, то в святом колодце она становилась лишь прохладной.
Сюда приезжают не только местные, но и из других городов и стран, люди разных национальностей и верований. Из-за большого потока людей святилище Дадем-ата в 2009 году зарегистрировано в органах юстиции как фонд «Дәдем-ата».
Священным местом в области является городище «Жайык». В 2001 году в 12 км от современного Уральска археологами обнаружены остатки крупных построек, зданий и мавзолеев. На основании проведенных археологических исследований доказано, что это город эпохи Золотой Орды, существовавший в ХIII-ХV вв. Археологи назвали место городище «Жайық». Это был важный административно-политический, военный и торгово-ремесленный центр. Город включал жилые усадьбы, постройки производственного и общественного назначения. Найдены постройки, состоящие из нескольких комнат, разделенных капитальными сырцовыми стенами. Жилые дома стояли поодаль друг от друга, их окружали дворы с надворными постройками. Основным строительным материалом жилищ являлся сырцовый кирпич и дерево. В сооружении общественных зданий широко использовался обожженный кирпич квадратного формата, в декоративной облицовке применялась глазурованная орнаментированная плитка. Эти строительные материалы изготавливались тут же на месте. Из общественных построек, обнаруженных и исследованных на городище «Жайық», очень интересной является баня-хаммам, которая располагалась почти в центре населенного пункта.
Обогревалась баня подпольной отопительной системой. Вода подавалась по керамической системе трубопроводов, причем и холодная, и горячая. Наличие общественной бани в городище свидетельствует о высоком статусе города.
Производственные постройки на городище «Жайық» представлены печами и мастерскими. Установлено, что в восточной периферийной части городища располагались мастерские по производству жженного кирпича. Обожженный кирпич шел на стройки общественных и мемориальных сооружений городища и его некрополя.
Рядом с остатками древнего города «Жайық», 1,5 км восточнее, археологи обнаружили городской некрополь. На нем некогда стояли мавзолеи, возведенные на месте захоронения знатных людей. Раскопки выявили остатки двухкамерного мавзолея, возведенного из обожженного квадратного кирпича и облицованного глазурованными плитками с золочеными надписями.
В «Жайықе», как и во всех городских центрах, развивались гончарное, стекольное, ювелирное ремесла. Основным материалом раскопок является керамика. Также при раскопках на городище найдены монеты первой половины XIV века.
Город на месте городища «Жайық» возник, вероятно, в первой половине XIV вв., в период правления ханов Узбека (1313-1339 гг.) и Джанибека (1312-1357 гг.), характеризующегося в истории Золотой Орды как годы наибольшей стабильности и расцвета городской культуры.
До недавнего времени был известен лишь один средневековый город в Западном Казахстане – Сарайшык. После «Жайықа» последовали открытия еще двух средневековых городов на территории ЗКО, условно названных Жалпактал и Сары-Озен. И теперь можно говорить о целой системе городов Золотой Орды на территории Западного Казахстана.
Данные открытия подтвердили предположения, сделанные ранее историками и археологами о наличии городов в этой зоне бассейна Урала. Арабские историки, европейские путешественники, российские ученые Паллас, Рычков, Кастанье, а также ряд других исследователей в XVIII-XIX вв. указывали на большое количество следов монументальных построек, каменных строений, арыков и т.д., свидетельствующих о процветании здесь некогда городской культуры, торговли и ремесел.
Поиски следов города в исторической литературе позволяют сопоставить городище «Жайық» с городом Шакашик, который указан во многих средневековых картах, но следы которого до сих пор нигде не найдены. Таким образом, весь комплекс артефактов: керамический материал, мемориальные постройки некрополя, жилые усадьбы и общественные здания городища, монеты, а также картографический материал дают основание датировать время существования города XIII-XV веками.