Приобщение к музыке

1 февраля 2024
0
2287

Кайырбек Кажгалиев преподает в музыкальной школе имени Дины Нурпеисовой, а также в поселке Переметное, учит играть на кларнете и саксофоне.

Учеников у него немного: инструменты дорогие, и не все родители могут их приобрести. К тому же игра на духовых инструментах – это большая нагрузка на дыхательный аппарат, так считают многие родители. Но педагог просит не торопиться с выводами.

Когда родители приводят своего ребенка в музыкальную школу, перед ними встает сложный вопрос выбора инструмента. Домбра? Кобыз? Флейта? Фортепиано? Гитара? Что уж говорить, широкое предложение – это не всегда такая уж простая вещь. Но есть и оптимальное решение – положиться на чужой опыт. А он подсказывает, что если выбирать между великим множеством духовых инструментов, то самый простой и популярный – кларнет. Под словом «кларнет» подразумевается целое семейство инструментов – от огромного и редко используемого контрабас-кларнета, до пикколо, самого маленького и звонкого инструмента среди кларнетов, на котором, в силу его размеров, начинают свое знакомство с музыкой совсем маленькие дети. Потом, когда они подрастут, педагог переводит их на «обычный» кларнет, и происходит это легко и незаметно.

– Кларнет – очень «физиологичный» инструмент. Для игры на нем не нужно высоко поднимать руки, как при игре, например, на трубе. Не нужно их поворачивать в сторону, как на флейте. Не надо специально складывать губы как на гобое или фаготе. Первые несколько звуков ученики извлекают из инструмента уже через 10 минут после начала урока. И делают это легко и свободно, – объясняет Кайырбек. – Играть на кларнете просто. Для этого не требуется физическая выносливость и большой объем легких. Да и сам кларнет помещается в небольшой футляр-чемоданчик, который носит с собой даже первоклассник.

Кларнет – универсальный инструмент. На нем можно исполнять и академические произведения, и джазовые стандарты, его тембр позволяет исполнять любой стиль любой эпохи. Кто играет на кларнете, может перейти на саксофон.

Кайырбек педагогической деятельностью занимается больше 10 лет. Его ученики неоднократно принимали участие в творческих конкурсах, становились лауреатами. Но самое большое достижение любого педагога, если ученик пойдет по его стопам. Кайырбек не без гордости говорит, что один из воспитанников решил стать музыкантом, поступил в музыкальный колледж, который когда-то окончил он сам.

– Я помню день своего поступления, сначала думал поступить на отделение домбры, но там был очень большой конкурс, поэтому один из педагогов, который подошел ко мне тогда, предложил выбрать кларнет, и я согласился. Поступил на отделение инструментального исполнительства. Через три года – в вуз. Но самое интересное, что сразу после окончания колледжа я не стал учителем музыки, еще год проработал на стройке. Летом нужны были деньги, а в школу меня бы приняли только в сентябре, поэтому решил времени не терять. Думал поработать пару месяцев, но задержался на целый год. Не жалею, это тоже опыт.

Учителем музыки начал в районе Байтерек, поселке Переметное, музыкальной школе №1. Но теперь преподает не только там, но еще и в музыкальной школе им. Дины Нурпеисовой. Сначала преподавал только игру на кларнете, а через четыре года добавил на саксофоне.

То, что Кайырбек стал музыкантом, не случайно: его мама музыкант, в настоящее время директор музыкальной школы в Переметном. Когда он окончил колледж, в школе открыли отделение по классу кларнета. Кайырбек набрал первых учеников.

Главная задача преподавателя – не просто научить играть на инструменте и донести материал, а быть примером. Кайырбека его воспитанники любят и уважают. Он с удовольствием передаёт молодым свой опыт, а уроки его всегда проходят в спокойной, доброжелательной обстановке.

Ученики всегда с удовольствием ходят на занятия, выступают на школьных и городских концертах, принимают участие в конкурсах, показывая не только отличный уровень подготовки, но и неподдельный интерес и искреннюю любовь к своему делу.

– Меня приглашали играть в военно-духовой оркестр, но я отказался. Мне нравится преподавать, нравится видеть результат моего труда. Ребенка привели первый раз, он не знает, как правильно держать инструмент. Проходит немного времени, и уже издает правильные звуки, затем наигрывает мелодию. Наша профессия всегда предполагает результат, хотя сам процесс обучения очень длинный: пять-семь лет в музыкальной школе, четыре года в училище, пять лет в вузе, а чтобы стать хорошим исполнителем, нужно всю жизнь заниматься самообразованием. Я всегда говорю ученикам: «Если бы все было очень просто, то вы бы прошли курсы саксофонистов или кларнетистов за три месяца и стали бы профессионалами».

Для преподавателя главное – найти подход к детям, чтобы увлечь их. Когда им интересно, появляются и результаты. Сейчас у Кайырбека 14 учеников.

Но у него есть еще одно большое дело – он поет. Выступает на юбилеях, свадьбах и мечтает о большой сцене.

– Я принимаю такие предложения не ради денег, а для души. Надеюсь, что когда-нибудь из этого получится что-то большее, и тогда возможно кто-то из моих учеников тоже захочет петь, а я стану преподавать вокал.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top