Певец степи

24 апреля 2025
0
1053

В Уральске состоялся круглый стол, посвященный 150-летию со дня рождения поэта, мыслителя и просветителя Гумара Караша. Мероприятие, в котором приняли участие историки, представители интеллигенции и журналисты, организовано акиматом Жанибекского района.

150 лет… Время, словно ветер, несется над степью, но имя Гумара Караша, как нерушимая скала, стоит в самом сердце казахской истории и культуры. Поэт, просветитель, общественный деятель – он был многогранным талантом, чьи слова и дела опережали время, чья жизнь стала символом борьбы за свободу и просвещение народа.

Родившись в Западно-Казахстанской области, Гумар с детства впитал дух свободы и справедливости. Его любознательность и тяга к знаниям были неутолимы. Он учился в медресе, затем в Башкирии, где познакомился с передовыми идеями и течениями того времени. Именно тогда в его сердце зародилось стремление к просвещению своего народа, к освобождению от невежества и отсталости. По некоторым сведениям, продолжал учебу в Стамбуле. Караш по праву считается одним из реформаторов, блестяще экспериментировавшим с сочетанием казахской традиционной поэзии и арабским стихом и внесшим свою лепту во внедрение этой формы в казахское стихосложение.

Поэзия Караша – это зеркало души народа. Он писал о любви к родной земле, о красоте степи, о горестях и радостях простых людей. Его стихи – это призыв к единству, к образованию, к борьбе за свои права. Он поэт-трибун, чьи слова звучали громко и убедительно, будоражили умы и сердца.

Получив мусульманское образование, он некоторое время стремился к духовной карьере. Однако вскоре начинает пропагандировать просветительские идеи, выступает за реформу старого казахского мектепа и, наконец, решительно порывает с духовенством. В дальнейшем с полной отдачей сил занимается литературным трудом, сбором и изданием памятников казахской поэзии. С его именем связано появление газеты «Қазақстан» и ряд острых полемических статей в газетах «Фикер» и «Қазақ», «Дұрыстық жолы», журнале «Шура».

Гумар Караш является первым казахским казием (членом) Духовного собрания мусульман Восточной части Российской империи.

Караш не ограничивался только поэзией. Он активно занимался просветительской деятельностью, открывал школы, писал учебники, пропагандировал знания. Он понимал, что только образованный народ сможет построить достойное будущее. Он участвовал в политической жизни, боролся за права казахов, выступал против колониальной политики царского правительства.

В 1902 году учительствовал в родном ауле. В годы работы в газете «Қазақстан», под руководством Ш. Бокеева собрал и опубликовал образцы казахского фольклора в сборниках «Шайыр» и «Көксілдер».

Сторонник партии «Алаш» и его правительства, Гумар Караш выступал против насильственных путей свержения существующего общественного строя и в поддержку выпустил сборник стихов «Алаштың азаматтарына», «Неден қорқамын», «Күн туды», но вскоре включился в борьбу за советизацию аула.

Участник съезда казахов Бокеевской орды в Орде (май 1917 года) и 2-го Всеказахского съезда в Оренбурге (5-13 декабря 1917 года). Делегат I съезда учителей Бокеевской губисполкома (24 сентября 1918 года) и 1-, 2-, 3-, 4-го съездов (в 1918-1920 гг.) Бокеевских губернских советов.

Редактор первого в Казахстане педагогического журнала «Мұғалімге». Просветительские взгляды изложил в труде «Педагогика». В 1920 году руководил отделом Бокеевского губисполкома.

При жизни поэта вышли пять поэтичных сборников: «Бала тұлпар», «Қарлығаш», «Тумыш», «Аға тұлпар», «Тұрымтай» и три исследовательские книги: «Ойға келген пікірлерім», «Өрнек», «Бәдел қажы».

Гумар Караш в начале ХХ веке опубликовал статьи «Бұл қай заман?», «Тірішілік таласы», «Тәнсіз жан жоқ», «Жастарға», «Әрине күнелту керек», «Ұлт және туған ел», «Әсер», «Қазақтар хақында», «Заң мәселесі», «Жүгенсіздік адамға жол ма еді?» и другие материалы в газетах и журналах «Қазақ дұрыстығы», «Қазақстан», «Айқап», «Дұрыстық жолы», «Шора», «Абай».

Гумар Караш под псевдонимом Габдолла Муштак опубликовал ряд статей в газете «Қазақ» и журнале «Айқап», а также «Ғұмар Қараш баласы», «Ғұмар Қарашұлы», «Ахунд Ғұмар Қарашұлы», «Ғұмар әл-Қараши», «Бөкей елінің баласы», «Ғұмар Қараш», «Ғ.Қ», «Ғ.Мұштақ», «Ғабдолла Мұштақ», «Оразақай», «Қазақаев», «Ғұмар Қарашев».

Произведения Гумара Караша опубликованы на казахском языке в школьных учебниках, в сборнике «Антология казахской поэзии» и «Казахские поэты» на русском языке. Стихи и поэмы, его философские размышления, рассказы и статьи вышли в сборниках «Замана» (Алматы, 1994).

Жизнь Гумара Караша трагически оборвалась в 46 лет. Его и его семью зверски убили бандиты. Но имя его не забыто, его стихи продолжают жить в сердцах людей.

Его наследие – пример беззаветного служения своему народу, пример мужества и стойкости. Гумар Караш – это пророк степи, певец свободы, чье имя навсегда вписано золотыми буквами в историю казахской литературы и культуры. Его голос звучит и сегодня, призывая к единству, образованию, к построению справедливого и процветающего Казахстана.

В настоящее время имя Гумара Караша носят несколько культурных объектов, школы и улицы. В Жанибекском районе Западно-Казахстанской области общественным фондом Гумара Караша сооружен мавзолей высотой 9 метров, в будущем будет установлен и памятник.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top