Нежная, скромная, уважительная
Такой должна быть казахская девушка. О воспитании в последнее время говорится много. Не оставил без внимания тему и Президент Нурсултан Назарбаев: «…Наши женщины никогда не носили хиджабы и не прятали лица. Мы с уважением относимся ко всем представителям мусульманства, но у нас своя дорога».
У казахского народа к девушке отношение особое. Не обижали, но с детства прививали скромность, сдержанность и воспитанность.
Переходным считался возраст 12-13 лет. В это время заканчивался первый двенадцатилетний возрастной цикл – мүшел жас, и девочка из группы «қыз бала» переходила в группу девушек – «қыз». Многое в ее жизни менялось. Ей уже не разрешали свободно общаться с мальчиками даже в играх. Помимо этого она начинала помогать матери по хозяйству и в воспитании младших детей. Изменялся ее наряд и прическа. Вместо нескольких мелких косичек заплетала две косы.
В 15 лет считалось, что она созрела для замужества. Случались и более ранние браки. Они чаще всего практиковались семьями с тяжелым экономическим положением. Состоятельные казахи выдавали замуж своих дочерей в 20-летнем возрасте, а бывало и позже. Родители, которые не имели возможности прокормить детей, стремились как можно раньше договориться о браке и отдать девушку в семью мужа. Девочка воспитывалась родителями будущего мужа. Как только достигала половой зрелости, становилась женой. Иногда поводом к заключению раннего брака становилась смерть жениха. По обычаю его невеста, за которую уже выплачен калым, переходила к его брату, который мог потребовать немедленного заключения брака и передачи несовершеннолетней невесты в его семью. А родители девушки соглашались, боясь потерять оговоренный или уже полученный калым.
Основными знаками, подчеркивающими возраст невесты, были украшения. Полный комплект включал накосные и нагрудные изделия, серьги, браслеты, кольца. Если в 13 лет она носила лишь отдельные части, то теперь в полном виде, что, по сути, являлось демонстрацией своеобразного посвящения ее в возрастную группу невест. Некоторые детали девичьего костюма, например, накосные украшения, молодые женщины продолжали носить и после замужества, а потом их дарили.
У казахов есть высказывание: «Воспитывая девочек, мы воспитываем целый народ». Аулы считались центрами народной культуры, традиций и обычаев.
Молодые замужние женщины находились в возрастной группе «келіншек». Если социальный статус девушки в семье родителей был достаточно высок, то после заключения брака статус женщины в семье мужа заметно понижался. Это выражалось и в ограничении личной свободы, наложении на нее ряда запретов, по крайней мере, до рождения первого ребенка или до момента беременности.
Все интересы женщины после брака должны были быть подчинены интересам новой семьи. Она не должна была называть по имени отца мужа, ей запрещалось называть имена его братьев. Она должна была подбирать для них подходящие прозвища, даже имя самого мужа запрещалось произносить, приходилось заменять нарицательным или называть его «отцом своих детей».
Молодая невестка была обязана полностью подчиняться свекрови, слушать ее наставления и выполнять все домашние и хозяйственные работы, на которые та ей укажет.
То есть раньше всех вставать, готовить чай, приветствовать старших родственников, вести себя скромно, не вступать первой в разговор и только отвечать на заданные вопросы.
Впрочем, не нужно думать, что невестки становились в семье мужа подневольными служанками, жизнь которых была исключительно строго регламентирована. Часто свекровь принимала жену своего сына тепло, относилась к ней как к дочери, обучала ведению хозяйства. Девушки, особенно в первый год замужества, редко обременялись домашним трудом и проводили больше времени в обществе своих сверстниц, постепенно вникая в правила поведения в новой семье.
Если девушка была доброй, покладистой и вежливой, то она достаточно быстро завоевывала сердца родственников мужа.
Переходным моментом считалось не просто вступление девушки в брак, а рождение ею первого здорового ребенка. Это событие изменяло не только статус самой женщины, но и статус ее мужа, семьи. То, что рождение первого ребенка имело для нее большое значение, четко прослеживается и в особенностях женского костюма.
На большей части Казахстана замужние женщины носили кимешек, который плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи. Детали и украшения кимешека менялись в зависимости от возраста. У молодых он был богато украшен вышивкой, кораллами, серебряными бляшками, жемчугом.
С возрастом количество украшений уменьшалось. Когда женщина выходила из фертильного возраста, носила белый головной убор, иногда украшенный простой вышивкой.
В Западном Казахстане у некоторых родовых групп кимешек был неизвестен, замужние женщины носили сложенный по диагонали белый платок жаулық, концы которого перекрещивали на груди.
В костюме женщины репродуктивного возраста преобладал красный цвет как символ плодородия и способности к деторождению. В одеянии после 30 лет красные тона уступали место более спокойным цветам. Носить в этом возрасте одежду красного цвета с большим количеством украшений считалось уже неприличным.
Чем старше становилась женщина, тем меньше украшений она носила. Часть их пожилая женщина дарила своим невесткам и дочерям, часть откладывала для раздачи своим сверстницам во время ее похорон. В итоге старые женщины снимали с себя практически все украшения, оставляя лишь необходимый минимум.
В группу «сары қарын» входят женщины в возрасте, с жизненным опытом и взрослыми детьми.
К этому времени их статус в семье мужа заметно поднимался. Они становились равноправными членами семьи.
У казахов был такой обычай: когда молодая женщина встречалась с мужчиной солидных лет, она становилась на правое колено и оставалась в таком положении до тех пор, пока не проедет или не пройдет этот мужчина. Ответом со стороны мужчины должно было быть легкое кивание головой и пожелание долгих лет жизни. Такое почтение женщин к мужчинам называлось «преклонить колено». Все эти почести воздавались мужчинам до тех пор, пока женщины были замужем, но в случае вдовства они могли пренебречь этим обычаем.