Независимый Казахстан и международные отношения

12 января 2017
0
3869

Сегодня успехи Казахстана во многих сферах жизни признаны во всём мире. Однако после развала в декабре 1991 года Советского Союза ситуация была совсем другой: Казахстан в начале 1990-х годов испытывал тяжелейший кризис. На роль лидера Центральной Азии претендовал Узбекистан и едва им не стал. Относительно благополучное положение нашей страны в СНГ в тот период во многом было основано на взвешенной политике Президента Нурсултана Назарбаева, который стремился сохранить Казахстан в рублёвой зоне и старые экономические,  социальные и чисто человеческие связи между бывшими союзными республиками. Что же касается места Казахстана в мире, то он далеко отставал от развитых стран, и многие сильные мира сего удивлённо вопрошали: «Казахстан? А где это?». За счёт чего же ему удалось преодолеть кризис и достичь очевидных успехов?

«Барс» сильнее «тигра»

Газеты 1992-1994 годов пестрели заголовками вроде «Узбекский тигр изготовился к прыжку». Утверждалось, что президенту Исламу Каримову удалось сохранить многое из экономического потенциала советской эпохи. Для дальнейшего развития был необходим переход к рыночной экономике, однако узбекские власти делали в этом направлении очень робкие шаги, оглядываясь: вдруг не получится?

В это время  в Казахстане побывал  известный российский  экономист и политик, лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. Он  встречался с руководством страны по экономическим вопросам на предмет рыночной модернизации. Много было тогда всяких пересудов: программа «500 дней» (переход к рынку), одним из авторов которой был Явлинский, оказалась слишком амбициозной и невыполнимой в столь короткие сроки в условиях развала Союза. Реализовать такой же проект в независимом Казахстане тоже было рискованно.  Так или иначе, но опыт, знания Явлинского Казахстану пригодились.

Сложность ситуации состояла в том, что излишняя спешка могла провалить переход Казахстана к рынку и подорвать имидж руководства страны, с другой стороны, «тянуть резину» тоже было нельзя. Ведь тогда наша страна могла быть отброшена на задворки истории. Как найти «золотую середину», наиболее оптимальный вариант?

Середина 1990-х годов была самым сложным периодом в истории независимого Казахстана, когда были включены рыночные механизмы хозяйствования, развития конкуренции. Особое внимание было уделено развитию малого и среднего бизнеса. Речь идет не только о создании законодательной базы, но и о борьбе с административными барьерами в бизнесе, обилием проверок. Большое внимание решению этих проблем уделял Президент Нурсултан Назарбаев.

В начале 2000-х годов в промышленности и сельском хозяйстве Казахстана начинается создание кластеров, с успехом реализуется программа индустриально-инновационного развития. В процессе перехода к рынку были неизбежны издержки, однако они были успешно преодолены.

В Узбекистане рыночные реформы носили половинчатый характер и не вывели страну на новый уровень развития. Напротив, ее экономика переживала застой, росла безработица, десятки тысяч граждан Узбекистана уехали на заработки в Россию, Казахстан и другие страны СНГ. Пресса Содружества все чаще стала писать не об узбекском «тигре», а о казахстанском «барсе»: лидером региона во всех сферах жизни становится Казахстан.

Яркий тому пример – история со спасением от высыхания северной части Аральского моря. В результате разбора вод Амударьи и Сырдарьи на орошение, Арал с 1960 года начал высыхать, его уровень упал на 14 метров. Ученые предлагали разные варианты спасения всего моря или его частей.

Если переживающий кризис Узбекистан ничего не сделал для спасения Арала, то Казахстан сделал сильный ход: обратился во Всемирный банк реконструкции и развития, который предоставил кредит на реализацию масштабного проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и создание малого Аральского моря». Под малым морем имелся в виду Северный Арал.

В рамках проекта была построена Кокаральская плотина, отгородившая северную часть моря от южной. После проведения дноуглубительных работ в дельте Сырдарьи ее воды стали поступать в Северный Арал.

Побывавшие в 2010 году на его берегах специалисты Всемирного банка были приятно удивлены возрождающимся здесь рыболовством.

Еще 10 лет назад в водоеме добывали всего лишь 400 тонн рыбы в год,  да и то только камбалу – глоссу, завезенную из Азовского моря: только она могла выжить в очень соленой воде Арала. Сегодня в северном Арале добывается в год около 4 000 тонн рыбы, в том числе сазан, лещ, судак, жерех, сом, вобла, плотва, белый амур, толстолобик, чехонь…

В Аральском регионе работают уже 9 крупных предприятий, занимающихся добычей и переработкой рыбы. Они имеют свои холодильники, оборудование для вяления и фасовки рыбы. В городе Аральске запущен современный завод, способный перерабатывать до 6 тысяч тонн сырья в год. Но и это не все! Ежегодно в рамках государственной бюджетной программы РГКП «Камышлыбашский рыбопитомник» выпускает более 15 миллионов мальков в водоемы Приаралья.

Выделяются средства на искусственное воспроизводство знаменитого аральского усача и осетра. Аральский филиал Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства производит за счет госзаказа исследования, направленные на дальнейшее развитие отрасли.

Казахстан показал многим странам, как нужно подходить к решению экономических и экологических проблем конкретного региона. Когда люди занимаются делом, чувствуют заботу о них государства, в том числе  в исключительно трудных ситуациях, у них не будет основания для недовольства. Этого никак не скажешь об Узбекистане. Примеры тому – жесткое подавление выступления оппозиции в 2005 году в Андижане, постоянная социальная напряженность в Ферганской долине.

Вот и получается, что казахстанский барс оказался сильнее узбекского тигра. Казахстан прочно занял лидирующую позицию в Центральной Азии.

Людям – достойную жизнь

Значительно укрепилось положение нашей страны и в СНГ. И дело не только в том, что по рыночным реформам мы ушли далеко вперед среди бывших союзных республик. Еще в 1996 году в Казахстане стартовала жилищно-коммунальная реформа, началось образование кооперативов собственников квартир. В условиях рынка это является единственным условием нормального функционирования ЖКХ. Когда Россия начала реформировать свою жилищно-коммунальную сферу, Казахстан уже сделал следующий шаг: начала действовать Программа модернизации и развития ЖКХ.

В отличие от некоторых своих соседей по СНГ Казахстан с первых дней Независимости избрал другой, самый верный путь: провозгласил равенство представителей всех национальностей и во главу угла поставил межнациональное согласие. Нурсултан Назарбаев всегда говорит о том, что все казахстанцы равны перед законом, что для всех казахстанцев одна родина и им делить нечего. Глава государства поддержал русский язык.

По мнению газеты «Central Asia Monitor» (2011 г., №38), «подход Нурсултана Абишевича к языку межнационального общения был очень своевременным и правильным. И это помогло сохранению спокойствия в обществе, состоящем из представителей разных этносов».

Именно в Казахстане был создан такой уникальный институт, как Ассамблея народа Казахстана. Подобные объединения есть и в других странах, но они не несут того же значения, как у нас. Деятельность этого органа направлена на сохранение в республике согласия, стабильности, выработку предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружбы народов, содействие их духовному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия.

Стратегия мира

Закономерным следствием разумной и взвешенной политики Нурсултана Назарбаева стал рост авторитета Казахстана в годы Независимости. Признанием наших успехов стало председательство Казахстана в ОБСЕ.

Наша страна активно ищет свое место в системе международных отношений, свидетельством чему является каждый визит или выступление казахстанского Лидера за рубежом.

Например, на 55-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке Нурсултан Назарбаев поставил вопрос о необходимости усовершенствования норм международного права, касающихся национального суверенитета государств, и с учетом новых реалий определить пределы, за которыми правомерно участие мирового сообщества в урегулировании внутренних конфликтов. Такая постановка вопроса очень актуальна, так как на Западе вынашиваются идеи ликвидации национального государства как политического института  при доминировании на планете США.

Президент Н. Назарбаев убежден, что мир на Земле станет прочнее, если ООН будет теснее сотрудничать с региональными структурами безопасности. Например, с ОДКБ (Организацией Договора о коллективной безопасности) и ШОС (Шанхайской Организацией сотрудничества), членом которых является Казахстан.

Его Лидер предложил начать разработку всеобщей декларации безъядерного мира. Необходимо расширить правовую базу и повысить международный контроль МАГАТЭ (международного агентства по атомной энергии) за выполнением обязательств всех стран в сфере нераспространения ядерного оружия. Германский канцлер Отто Бисмарк говорил: «Великие вопросы истории разрешаются не речами и не голосованием большинства, но железом и кровью».

Назарбаев предложил навсегда покончить с такой «философией» питекантропов.

Он обращает внимание на то, что сегодня в мире совокупные расходы на вооружение растут в два раза быстрее, чем в годы «холодной» войны между СССР и США – на 6% в год. Они уже достигли 1,5 триллиона долларов в год. Нужна стратегия мира, философия созидания!

Согласитесь, такая позиция заслуживает уважения и признания у всех землян. Поэтому сегодня людей, удивлённо спрашиваюших: «Казахстан? А где это?», становится все меньше. Казахстан еще научит своих недоброжелателей на Западе, лукавых стратегов, находить наше место на карте с завязанными глазами!

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top