Наше здоровье – наша забота

18 февраля 2016
0
1735

Чем больше реформируют здравоохранение, тем хуже оно себя чувствует. Как только его не реформировали! Больницы передали в «доверительное управление», так называемое «государственно-частное партнерство». Расходы остались государственными, а доходы – частными. В результате количество койко-мест в больницах сократилось в разы, лечение повсеместно стало платным, очереди в поликлиниках стали еще больше, попасть на прием к специалисту все равно, что к министру, а дождаться госпитализации труднее, чем добиться аудиенции у Папы Римского. При этом каждому обещали «по семейному врачу и семейной медсестре», предлагали самим «выбирать врача и поликлинику».

– Зачем отстаивать очередь к участковому врачу, если нужно попасть к специалисту? – задаются вопросом пациенты поликлиник. – И дают это направление самое раннее – через неделю после обращения. А если человеку сейчас нужна помощь специалиста? Ведь за неделю и умереть можно.

– Выстояла очередь к участковому, дали направление к кардиологу – через неделю, – пожаловалась в редакцию пенсионерка Татьяна Каркушина. – Пришла через неделю, а кардиолога на месте нет. Теперь мне нужно снова стоять к участковому, чтобы взять новое направление.

С вопросом: «Зачем создают эти искусственные очереди, почему в этих очередях сидят и стоят и взрослые, и дети, почему прием ведут не врачи, а медсестры» люди часто обращаются в редакцию. На наш запрос в областное управление здравоохранения заместитель руководителя М. Аймурзиева ответила следующее:

«В функциональные обязанности врача общей практики (участкового терапевта, участкового педиатра) входит прием и осмотр взрослого и детского населения и направление по показаниям на консультацию к профильным специалистам. В функциональные обязанности среднего медицинского работника (медицинской сестры, фельдшера) входит самостоятельный прием и осмотр больных, а также выполнение назначений врача, в том числе выдача направлений на обследование и консультацию к профильным специалистам».

Больничные койки заменили дневными стационарами, врачей – медсестрами, и все это в рамках реформирования здравоохранения, в результате которого «планируется достигнуть увеличения средней продолжительности жизни казахстанца с 68 до 70 лет, снижение показателей общей смертности с 8,81 до 7,62 на одну тысячу населения и снижение заболеваемости туберкулезом на 10% к 2015 году» (из пресс-релиза, распространенного Минздравом 5 лет назад).

Как можно увеличить продолжительность жизни при недоступности медицинской помощи? При том, что основная часть работы по охране здоровья населения переложена на поликлиники, где нет таких специалистов, как в стационарах. В стационарах в разы сокращено количество мест, а оставшиеся практически все стали платными и для многих недоступными.

И вот – новое реформирование: с 1 января 2017 года в Казахстане снова вводят обязательное медицинское страхование (ОМС). Но мы же это уже проходили! В 1995-2000-х годах был создан единый фонд, в который работодатели должны были отчислять три процента от фонда заработной платы своих сотрудников. За счет этого фонда населению обещали качественную медицинскую помощь. Но в то время многие предприятия простаивали, зарплаты не выплачивались. За социально уязвимые группы населения вносили взносы местные исполнительные органы, самозанятые должны были платить самостоятельно, но не платили. Примерно 25 процентов населения выпало тогда из системы ОМС. Что не помешало руководителю первого ФОМСа Талапкеру Иманбаеву в один прекрасный день сбежать из страны вместе с тремя миллионами долларов – взносами граждан. Чиновника осудили заочно, а фонд упразднили. И вот снова вернулись к идее создания ФОМС.

Не надо быть экспертом в этой области, чтобы понять, для чего это делается: государство стремится полностью снять с себя ответственность за здоровье граждан. Перевод государственного сектора здравоохранения в государственно-частное и коммерческое партнерство, создание фонда обязательного медицинского страхования приведет к тому, что вся медицина у нас будет платной (хотя и сейчас ее бесплатной могут назвать далеко не все).

Постепенно, год за годом под флагом «оптимизации и модернизации», для «повышения качества» медицинских услуг бюджет освобождается от нагрузки бесплатного медицинского обслуживания населения.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи нам обещают оставить. Деньги на это бюджет распределяет по количеству жителей.

– При таком медицинском обслуживании легко перейти из разряда жителя в разряд небожителя, – сказал недавно один остроумный пациент одной городской поликлиники.

Когда-то на крыше первой городской поликлиники красовался лозунг: «Здоровье – наше богатство». Постепенно буквы стали падать, а потом их убрали вовсе. Теперь наше здоровье – это только наше богатство и наша проблема. Не должна власть заботится о здоровье народа, и оплачивать его она тоже не обязана.

А вот нам, видимо, придется оплачивать еще одну армию чиновников – от фонда медицинского страхования.

На сайте zakon.kz, опубликовавшем информацию о страховом медицинском фонде, появились отклики.

… Был уже у нас печальный опыт медицинского страхования, зачем опять на те же грабли?

… Никого как бы не заставляют, сам каждый решит, как ему поступать, а подобная система действует во многих странах мира и должна положительно сказаться на качестве услуг.

… Вы что творите с медициной? Вы идите и постойте в очереди в простой сельской амбулатории и увидите, что вы уже натворили! В нашей сельской амбулатории по многим анализам и снимкам отправляют в частные медцентры потому что – то того нет у них, то другого, то третьего, то десятого.

…Новую систему здравоохранения иначе, как ПОМОГИ СЕБЕ САМ – не назовёшь.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top