Мотоцикл на дороге

29 июня 2017
0
1956

Кожа, сверкание металла и рёв мотора. С тяжёлым грохотом по улицам города проносится отряд мотоциклистов. Прохожие с испугом оглядываются. Одни возмущаются, другие с долей зависти глядят им в след, прекрасно понимая: вряд ли когда-нибудь осмелятся на такое. Байкеры уверяют, бояться их не стоит. Они не отморозки и не хулиганы с большой дороги, кем их считают чаще всего. Обычные романтики, бродяги, которым нравится скорость, свобода и адреналин в крови.

Быть байкером отважатся не все. Как показывает опрос, большинство считают мотоцикл самым опасным видом транспорта. Но статистика утверждает: гораздо чаще ДТП совершаются с участием автомобилей. И погибших в этих авариях больше. Впрочем, мотоциклисты действительно рискуют. За 5 месяцев этого года с их участием совершено уже десять аварий. Есть жертвы – один человек скончался, четверо получили ранения различной степени тяжести.

В апреле в результате столкновения мотоцикла и легкового автомобиля был госпитализирован мотоциклист. Автомобиль двигался в восточном направлении по улице Маметовой и собирался сворачивать на улицу Жукова. Мотоцикл также двигался по улице Маметовой в западном направлении в сторону перекрестка с проспектом Достык-Дружба. По словам водительницы авто, она не заметила мотоциклиста из-за солнца, слепившего ей глаза.

Она везла ребенка в детский сад. Подъехала со стороны проспекта к повороту и пропустила две машины, которые двигались по Маметовой. Начала поворачивать и в это время на нее налетел мотоцикл. Он ударил по касательной в передний бампер машины и упал. «Скорая помощь» забрала его в травматологическое отделение, где у него зафиксировали перелом ноги. Можно считать, что он легко отделался.

Как выяснилось позже, пострадавший приобрел мотоцикл за несколько дней до аварии.

В 2016 году в результате страшной аварии мотоциклист погиб.

«КамАЗ» двигался в сторону поселка Желаево, в это время навстречу ехал мотоцикл. Напротив АЗС грузовая машина стала поворачивать налево. В этот момент мотоциклист врезался «КамАЗу» в заднюю боковую часть.

Водитель мотоцикла погиб на месте. За рулем был 23-летний парень. Свидетели показали: он не ехал, а летел.

Удар при столкновении был настолько сильным, что транспорт буквально разорвало на части. Бензобак валялся примерно в 30 метрах от мотоцикла. На десять метров от места столкновения отлетело тело погибшего.

Безусловно, любой участник дорожного движения подвергается риску получить травму или погибнуть в результате ДТП. Но существуют значительные различия в уровнях смертности между ними, утверждают сотрудники дорожной полиции.

Такие уязвимые участники дорожного движения, как пешеходы и водители мотоциклов, мопедов и велосипедов, подвергаются большему риску, чем водители и пассажиры автомобилей, и обычно на первых приходится значительная доля смертей в результате ДТП.

С технической точки зрения мотоцикл не опаснее любого другого вида транспорта. Другое дело, что цена ошибки в управлении, просчете дорожной ситуации или погодных условий за рулем мотоцикла неизмеримо выше, нежели за рулем автомобиля. Мотоцикл находится в заранее проигрышной позиции, не имеет навигатора, у него нет подушек и ремней безопасности, других систем, спасающих жизнь.

– Реальная опасность для мотоциклиста – неправильный выбор скоростного режима, завышенная оценка собственных возможностей, неверная оценка сцепных свойств асфальта, – уверяют байкеры. – Фактически все опасности, подстерегающие мотоциклиста на дороге, не связаны с техникой, а «сидят в нем самом».

– С наступлением летнего сезона на улицах города увеличилось число мототранспортных средств, а вместе с ними и количество жалоб граждан на мотоциклистов, которые зачастую управляют без соответствующих документов и предметов безопасности, – рассказывает начальник МПС области Манарбек Габдуллин. – Мотоциклы являются участниками большого количества ДТП с тяжелыми последствиями и смертельными исходами. На территории области зарегистрировано уже 10 фактов ДТП с их участием.

Риск гибели у водителей мотоциклов в ДТП во много раз выше, чем у водителей легковых автомобилей. В связи с этим сотрудники местной полицейской службы ДВД ЗКО рекомендуют не пренебрегать шлемами при вождении мотоцикла, т.к. он поглощает большую часть удара при ДТП, уменьшает воздействие силы удара на позвоночник.

Не так давно сотрудники МПС ДВД ЗКО провели рейд, направленный на профилактику ДТП с участием мототехники.

За время проведения рейда проверено порядка 20 водителей мотоциклов и скутеров. Всего составлено 7 административных протоколов, в том числе за управление транспортного средства без соответствующих документов, уклонение от заключения договора обязательного страхования, управление транспортным средством без государственных регистрационных номеров, без мотошлема. На спецстоянку помещено 3 мотоцикла.

– В соответствии с законом «О дорожном движении» водители, управляющие мотоциклами, скутерами, трициклами, квадроциклами и мопедами с максимальной скоростью свыше 50 км/ч, рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб, должны иметь при себе водительские удостоверения А1 и А, – говорят полицейские. Другими словами, если ваш мототранспорт развивает скорость более 50 км/ч, вне зависимости от величины объема двигателя, водитель должен иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис.

– Самая большая проблема мотоциклов кроется в том, что их владельцы, особенно начинающие, не вполне адекватно оценивают уровень опасности этого вида транспорта, – рассказывает Манарбек Сериккалиевич. – Первый год вождения, как правило, обходится без серьезных инцидентов: начинающий боится каждого проезжающего автомобиля, он не развивает высокой скорости и соблюдает правила.

А вот второй-третий сезон за рулем мотоцикла вселяет в человека ощущение опытности, вседозволенности. Чувство опасности притупляется, он, что называется, в плане езды начинает «наглеть». И вот здесь-то оказывается, что опыта на самом деле не так много. Второй-четвертый годы за рулем – самые опасные.

Наблюдения показывают – адекватное чувство опасности и достаточный навык в управлении мотоциклом приходят к мотоциклисту на 7-8 год активной езды. Именно к этому времени можно называть его действительно опытным.

Безопасность езды напрямую зависит от качества обучения. Но сегодня в автошколах вопросам безопасности двухколесного транспорта уделяется мало внимания. Ответственность ложится на самих мотоциклистов.

– Не стоит останавливаться в совершенствовании своих навыков, – советуют специалисты. – Причем нужно не только отрабатывать разные элементы управления, но и анализировать всевозможные ситуации, которые произошли в течение дня, и пытаться найти ответы на вопросы «почему так произошло», «что я сделал не так» и «что нужно было сделать, чтобы избежать неприятной ситуации».

Кроме того, следует проявлять уважение к другим участникам движения. И, разумеется, соблюдать правила.

В странах Европы введены правила, ограничивающие скорость движения и мощность двигателей мопедов и мотоциклов.

Зарубежный опыт также показал, что с экономической точки зрения очень эффективным оказывается законодательное повышение с 16 до 18 лет возраста, начиная с которого можно водить мотоцикл.

Большинство мотоциклистов задумываются о своей безопасности и принимают меры защиты от травм. Однако существуют мифы, например, что «шлемы являются причиной травм шеи и спинного мозга», «шлем ухудшает слуховое и зрительное восприятие при вождении», «закон о мотоциклетных шлемах нарушает отдельные права личности» и так далее. К каждому из мифов есть веское опровержение.

На практике оказывается, что мотоциклисты чаще всего погибают от травм головы, поэтому полицейские в первую очередь рекомендуют использовать качественный шлем и желательно – специальную защиту.

Использование качественного защитного шлема в случае ДТП может сократить риск получения смертельных травм на 40%, а тяжелых – более чем на 70%.

На защите головы экономить не стоит. Сегодня в продаже можно найти шлемы на любой кошелек.

Единственное, чего делать не нужно, так это покупать совсем уж дешевые непонятных производителей.

– Залогом того, что шлем действительно поможет в критической ситуации, можно считать отметки европейской (Е) и американской (DOT) систем сертификации. Они всегда нанесены на ремешок и на затылочную часть в виде наклейки.

Лишь немногие считают, что, кроме шлема, нужно приобрести специальную защиту для тела. Хотя вторым по важности элементом после шлема являются мото-обувь и наколенники. Именно ноги страдают при падениях чаще всего, а лечить коленные и голеностопные суставы очень долго и болезненно.

Естественно, специалисты не советуют мотоциклистам ездить в футболке и шортах. Даже обычная джинсовая ткань в той или иной степени защищает кожу при скольжении по асфальту.

– У мотоциклистов существует поговорка: «кто не падает, тот не ездит». Это вполне справедливо, однако много людей, которые без падений, аварий и ДТП ездят годами. Все дело в разуме, опыте и трезвой оценке своих возможностей и ситуации на дороге, – говорит Манарбек Сериккалиевич.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top