Монстры войны
«Бог войны – артиллерия» – многим знакомо это выражение. Странно, но историки, за редким исключением, почему-то обошли артиллерию стороной. Даже когда рассматривают события Первой и Второй мировых войн. Большое внимание принято уделять ходу боевых операций, состоянию тыла, борьбе разведок… Об оружии если и пишут, то в основном о «Катюшах», танке Т-34, пистолете-пулемёте Шпагина, немецких ракетах-снарядах «Фау», танках «Тигр» и «Пантера»… А ведь предъявить для рассмотрения есть что!
В Париже не всё спокойно
«…В семь часов утра я услышал сильнейший, как мне показалось, разрыв бомбы, потрясший окна нашей квартиры на КэБурбон. Сирены молчали, но мы ещё более были удивлены, когда в 7 часов 15 минут раздался такой же удар, а в 7 часов 30 минут – третий, несколько более отдалённый. В это солнечное утро Париж замер от продолжавшихся никому не понятных разрывов каких-то неведомых бомб». Нет, это не 1940 год, когда фашистская Германия оккупировала Францию. Так военный атташе царской России во Франции А. Игнатьев вспоминал о событиях 17 марта 1917 года.
И вовсе не бомбы падали с неба, то достигли цели снаряды, выпущенные из немецких дальнобойных орудий.
Замысел обстрелять Париж из дальнобойных орудий возник у германского командования ещё в 1916 году. По предложению генерала Э. Людендорфа решили изготовить крупнокалиберную пушку, которая могла бы достать до Парижа из-за линии фронта, которая проходила в 90 км от столицы Франции. Тогда никто и предположить не мог, в какие необычные, порой на грани фантастики разработки всё это выльется, о создании каких монстров войны вскоре пойдёт речь. Пока же события разворачивались так.
Большие и тяжёлые
Разработку нового орудия поручили фирме Круппа, которая в 1914 году изготовила морское орудие, бившее на 56 км. Чтобы достать до Парижа, предстояло увеличить начальную скорость снаряда. Как известно, она зависит от длины ствола. Расчёты показали – сверхпушке понадобится ствол длиной 34 метра! Отлить такую махину оказалось невозможно, поэтому его решили сделать составным. Что же получилось?
Ответ на этот вопрос находим в блестящей книге исследователя Станислава Славина «Секретное оружие третьего рейха», вышедшей в Москве в издательстве «Вече» в 1999 году:
«…Чрезмерно удлинённый, но относительно тонкий ствол весом… 138 тонн прогибался от собственной тяжести. Его даже пришлось поддерживать стальными тросами. После каждого выстрела он колебался 2-3 минуты. По окончании стрельб его даже приходилось снимать и с помощью козловых кранов выпрямлять. Под воздействием раскалённых газов, образующихся при сгорании 250-килограммового порохового заряда, трения о стенки ствола снаряда массой 118 килограммов диаметр ствола менялся. Если сразу после изготовления диаметр суперпушки был 210 миллиметров, то после стрельб увеличился до 214, поэтому последующие снаряды приходилось делать всё толще» (стр. 12).
Но это только начало. Ходила также версия о том, будто Крупп замаскировал своё детище… под заводскую трубу – настолько гигантскими становились его разработки.
Приведённое Славиным описание очень показательно. Для достижения необходимого результата применения дальнобойных монстров пришлось в известной степени пересмотреть вопросы тактики и подготовки к суперстрельбе. На огневую позицию пушку вывозили на железнодорожной платформе-лафете массой 156 тонн, установленной на 18-ти парах колёс. Они же воспринимали и энергию отдачи.
С горизонтальной наводкой особых проблем не возникало, а с вертикальной? В том месте, откуда намеревались обстреливать Париж, немцы забетонировали специальную площадку. На этой «подушке» сделали поворотный круг для огромной платформы и смонтировали на ней орудие. Его обслуживало 60 комендоров береговой охраны во главе с адмиралом.
Перед каждым выстрелом одни специалисты сперва обследовали ствол, снаряд и заряд, другие рассчитывали траекторию с учётом метеосводок. Вылетев из ствола под углом 52 градуса, снаряд через 20 секунд достигал высоты 20 километров, а спустя 90 секунд выходил на вершину траектории – 90 километров. Затем снаряд снова входил в атмосферу и, разгоняясь, обрушивался на цель со скоростью 922 метра в секунду. На весь полёт на расстояние 150 километров уходило 176 секунд.
Первый снаряд упал на площадь Республики. Всего по столице Франции немцы выпустили 376 снарядов, при этом треть их попала в пригороды. Погибли 256 горожан, 620 ранены, но цели поставленной Людендорфом, командование так и не достигло. Напротив, в июле-августе 1918-го союзники предприняли наступление, поставившее Германию на грань катастрофы.
Из перепуганного стрельбой Парижа уехали сотни жителей. Поползли слухи о таинственной суперпушке «Большая Берта», названной так якобы в честь жены А. Круппа. Как установил доктор технических наук, профессор В. Маликов, «Большой (или «Толстой») Бертой» именовали короткоствольную 420-миллиметровую мортиру, которую германская армия использовала при осаде бельгийской крепости Льеж. По французской же столице вели огонь сверхдальнобойные 210-миллиметровые пушки «Колоссаль».
После заключения перемирия с союзниками пушки демонтировали, спрятали их детали и документы. На всякий случай: вдруг всё это пригодится…
Бум сверхдальней артиллерии
И всё-таки «Колоссаль» шум, в прямом и переносном смыслах, произвела действительно колоссальный: ещё не закончилась Первая мировая война, а в других странах начали работать над подобным проектом.
Уже сами французы успели изготовить тяжёлое 210-миллиметровое орудие, установленное на многоосном железнодорожном составе. Планировалось достичь дальность стрельбы до 100 км. Но этот монстр войны так и и не попал на передовую – он оказался настолько массивным, что при его перевозке мог обрушиться любой мост!
Английские инженеры предпочли калибр 203 миллиметра. А что же Россия? Ответ вновь находим у Славина:
«В России ещё в 1911 году военный инженер В. Трофимов предложил Главному артиллерийскому управлению проект тяжёлого орудия, снаряды которого поднимались бы в стратосферу и поражали цели на дистанции 100 километров» (стр. 14). Но проект отклонили.
Позже, узнав об обстреле Парижа пушками «Колоссаль», В. Трофимов первым досконально и профессионально объяснил суть сверхдальней стрельбы, подчеркнув, что есть основания подозревать немецких инженеров в заимствовании его идей, опубликованных ещё до войны.
«Дора» сеет смерть
С началом Второй мировой войны из тайников извлекаются чертежи и детали сверхдальних орудий. На их основе и с использованием опыта Первой мировой войны гитлеровцы при осаде Севастополя в 1942 году применили кроме прочих пушек и 800-миллиметровую артиллерийскую систему «Дора».
Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100-сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колёсами. Расчёт составляла команда из 450 солдат и офицеров. Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, надежд командования не оправдали. Орудия вскоре перебросили под Ленинград.
В 4-серийном художественном фильме «Блокада» (1973 год) есть показательный эпизод. Любимчик фюрера капитан Данвиц, служивший в танковых войсках, приезжает по его поручению на передовые позиции под Ленинградом. «Могу показать, как мы обстреливаем город», – говорит командир артдивизиона. В кадре – массивные пушки со стволами длиной 10-15 метров, они начинают стрельбу. По-видимому, это и есть «Дора». На улицах – гигантские воронки от снарядов, некоторые из которых попадают в здания, сильно повреждая их…
Создатели фильма не погрешили против истины: примерно так всё и происходило, ведь на город падали не только бомбы.
Славин в упомянутой книге, а также другие авторы в журналах «Техника – молодёжи», «Наука и жизнь» писали о том, что во время блокады Ленинграда противник постоянно подвозил к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные 240-380-миллиметровые установки, так и их трофейные французские аналоги (305-370 миллиметров).
15 и 17 сентября Ленинград непрерывно обстреливался более 18 часов. Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность рельсовых батарей и разветвлённость местного транспортного узла обеспечили орудиям широкий манёвр. При необходимости прокладывались и новые пути.
(Окончание следует)