Мои учителя
(Продолжение. Начало в № 8 за 2016 г.)
Гаяз Абдулвалиевич Кушаев
Биографическая канва
Гаяз Кушаев родился 7 марта 1925 года в селе Новая Казанка Джангалинского района Западно-Казахстанской области в семье служащего. Отец до революции служил приказчиком по найму, потом почтальоном в Уральской конторе, позднее, до ухода на пенсию в 1975 году – бухгалтером в разных организациях. Мать была домохозяйкой.
В январе-июне 1943 года был курсантом Орловского стрелково-миномётного училища (г. Чарджоу).
В июле 1943 – мае 1944 года – курсант Ташкентского миномётного училища (г. Термез).
В июне-августе 1944 года – офицер резерва (г. Термез).
В августе 1944 – январе 1945 года – командир взвода 776-го стрелкового полка 214-й стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта в воинском звании младшего лейтенанта.
В январе-феврале 1945 года – на лечении в госпитале в г. Ченстохове (Польша).
В феврале-мае 1945 года – командир взвода, командир роты 776-го стрелкового полка 214-й стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта.
В мае-августе 1945 года – лечение в госпиталях (гг. Львов, Гомель).
В сентябре 1945 – сентябре 1949 годов – и.о.младшего научного сотрудника, старший лаборант Института истории Казахского филиала АН СССР, АН Казахской ССР.
В октябре 1949 – июне 1953 годов – студент исторического факультета Казахского государственного университета имени С.М. Кирова. Получил квалификацию «младший научный сотрудник, преподаватель вуза и старших классов средней школы» по специальности «история».
В ноябре 1953 – сентябре 1967 годов – младший научный сотрудник Отдела археологии Института истории Академии наук Казахской ССР.
С мая 1965 года – кандидат исторических наук.
С сентября 1967 года – доцент кафедры истории Уральского педагогического института имени А.С. Пушкина (УПИ). В 1969 году – получил учёное звание доцента. В 1973-1974 годах – заведующий кафедрой истории СССР УПИ. В 1974-1990 годах – доцент той же кафедры.
С 29 марта 1990 года и до конца жизни и.о. профессора кафедры истории СССР и всеобщей истории УПИ. Скончался 16 августа 1992 года.
В 1970 году я поступил на историко-филологический факультет Уральского педагогического института имени А.С. Пушкина для обучения по специальности «история и педагогика».
1 сентября начались занятия и самой первой лекцией была лекция по археологии Гаяза Абдулвалиевича Кушаева. Нам он представился как Гаяз Валиевич, так его звали все, кто с ним общался.
Я общался с Гаязом Валиевичем 22 года, с сентября 1970 по август 1992 года, когда его не стало. Уже на первой своей лекции он призвал нас к участию в серьезной научной работе. Однажды, остановив меня в коридоре, он спросил о моих интересах в исторической науке. Я прямо ответил, что больше всего меня интересует история России нового времени. Пристально посмотрев на меня, Кушаев сказал: «Что же, любой интерес в науке достоин уважения». Кроме археологии, Кушаев преподавал нам первую часть истории СССР – с древнейших времен до конца XVIII века. И я обратился к нему с просьбой взять шефство надо мной по какой-нибудь теме из истории России. Через несколько дней Гаяз Валиевич предложил мне заняться историей уральского казачества. Кушаев считал, что яицкое казачество было более раннего происхождения, чем утверждалось в советской науке. В институте нашлись оппоненты, не согласные с этой идеей. Досталось «на орехи» и мне. Однажды было заявлено, что в обкоме партии возражают по поводу разработки данной темы. Тогда я не поверил, но спустя годы получил веские доказательства.
Гаяз Абдулвалиевич прожил очень трудную жизнь. Великая Отечественная война, участником которой он был, подорвала его здоровье в очень молодые годы. Это не помешало Кушаеву окончить Казахский государственный университет, стать профессиональным археологом, сделать себе имя в археологической науке Казахстана. Ни одна серьезная библиография трудов по древнейшей истории Казахстана не обходится ныне без упоминания его работ.
Переехав в Уральск в 1967 году, Кушаев сразу и громко заявил о себе. Имя его стало популярно в области. К этому времени у Кушаева уже была книга, написанная им в соавторстве с известным археологом К.А. Акишевым. Тогда, да и в последующие годы, ни один уральский историк не мог похвастать книгой.
В годы, когда я учился, Кушаев, поддерживаемый ректором Виктором Кузьмичём Сидоровым и деканом истфилфака Матжаном Максимовичем Тлеужановым, пользовался большим влиянием в институте и на факультете. Студенты-историки разных курсов шли к нему за помощью. Для одних он добивался стипендии, для других – места в общежитии, третьим, и мне в их числе, оказывал моральную поддержку в трудные минуты.
Нет научной работы студенческой и преподавательской, говорил Кушаев, а есть работа научная и псевдонаучная. Такие слова нравились не всем его коллегам. Кушаев никогда не скрывал своего отношения к «науке» лживой, конъюнктурной, мелкой. Люди, занимавшиеся именно такой «наукой», в долгу не оставались. Но интриги и подлости, отнимая у него силы и здоровье, не могли отнять главное – преданности науке. Поразительным образом видел он историю нашего края, вписанной в контекст евразийской и мировой истории.
Гаяз Валиевич самозабвенно и преданно служил делу всей своей жизни – археологии. Двадцать пять лет преподавал он в педагогическом институте и руководил археологическими экспедициями во имя изучения древнейшей истории Приуралья.
В те годы трудно было вести научно-исследовательскую работу в провинции. Тогда в Уральске не было издательств и научных журналов. В газетах об уральских ученых обычно писали дилетанты, не умеющие по-настоящему рассказать о сущности и значимости научных изысканий. Это еще полбеды. Хуже другое: высокомерие провинциальных журналистов. Некоторые из них считали, что настоящие ученые трудятся в Оксфорде, Кембридже, на худой конец в МГУ. А кто делает науку в провинции? На их взгляд, недоучки и бездарности. А как же Нестор Михайлович Малеча? А Всеволод Вячеславович Иванов? Их знали в ученом мире СССР. Знали и Кушаева.
На свои работы он получал весьма положительные отзывы ведущих археологов Советского Союза.
Вот выписка из протокола № 4 заседания сектора Средней Азии и Кавказа Ленинградского отделения Института археологии (ЛОИА) Академии наук СССР от 29 января 1982 года, подписанная крупным археологом Ю.А. Заднепровским. На заседании проводилось обсуждение монографии Кушаева «Археологическая карта Уральской области». Ленинградские археологи пришли к выводу: «Работа Г.А. Кушаева посвящена археологическому обследованию Уральской области, которая фактически до недавнего времени являлась белым пятном в области археологии. Автор карты является весьма квалифицированным археологом, собравшим и обобщившим громадный материал по археологическим памятникам Уральской области. Издания подобного рода еще относительно редки в советской археологии, поэтому «Археологическая карта Уральской области» не только полезна для археологов Урала, но и для всех археологов Советского Союза. Сектор Средней Азии и Кавказа ЛОИА Академии наук СССР считает необходимым скорейшую публикацию этой работы, которая является образцом полного учёта археологических памятников отдельного региона».
Высоко оценили «Археологическую карту Уральской области» и ученые Калининского (ныне Тверского) государственного университета. По их мнению, карта «является первым опытом издания свода археологических памятников такой малоисследованной области Казахстана, как Уральская… автор, безусловно, проделал большую работу по систематизации накопленных материалов в дореволюционный и советский периоды… Важно подчеркнуть, что около 500 памятников вновь открыты и введены в научный оборот, причем большая часть их открыта при участии самого автора».
Сам Кушаев умел чтить своих учителей, коллег и предшественников. Имена археологов Б. Пиотровского, П. Рыкова, А. Мандельштама, А. Маргулана, К. Акишева, С. Черникова, А. Бернштама, С. Руденко я услышал на его лекциях.
Гаяз Валиевич скоропостижно скончался 16 августа 1992 года. Я написал и опубликовал в газете «Надежда» от 29 августа того же года некролог в его память. А затем, к 40 дням после его кончины в той же газете я опубликовал подборку воспоминаний его друзей и сотрудников.
Вот что написал о Кушаеве его друг, доктор филологических наук, профессор Матжан Максимович Тлеужанов:
– Писать о Гаязе Абдулвалиевиче, или, как все его называли, Гаязе Валиевиче, это писать об уникальных археологических исследованиях, писать о его прекрасных душевных качествах, его принципиальности и простоте.
Когда Гаяз Валиевич переехал в Уральск, мы радовались, что здесь будет работать, наконец, профессиональный археолог, и начнут исчезать «белые пятна» древней истории нашего края. До его приезда археологией занимались случайные люди, интересовавшиеся экстравагантными находками. С приходом Кушаева в археологическом освоении области появилась система. Он утверждал, что устоявшиеся мнения можно уточнять или даже опровергать данными раскопок, нужно сопоставлять найденные материалы с результатами мировой археологической науки.
Археологическими раскопками Кушаев занимался увлеченно, умел заинтересовать студентов. В первые годы в Уральске по итогам полевого сезона он проводил отчетные конференции, приглашал преподавателей разных специальностей. Это было так интересно, что в начале нового учебного года мы спрашивали Гаяза Валиевича: «А когда будет очередная итоговая конференция?».
Однажды мы вместе возвращались из Москвы, в поезде разговорились. В Москве Гаяз Валиевич встречался с академиком Б.А. Рыбаковым, и этот старейшина советских археологов с необыкновенным интересом выслушивал его рассказы о полевых исследованиях в Приуралье. Кстати, диплом кандидата исторических наук, выданный Кушаеву в 1965 году, подписан им, академиком Рыбаковым.
Гаяз Валиевич глубоко разбирался в вопросах корней казахского народа. Он – археолог и я – фольклорист находили точки соприкосновения в своих научных интересах. Я лишился друга – великолепного собеседника и яркого ученого. Ему было чуждо тщеславие, он работал очень скромно (а это мешает в наше время), не спеша, конкретизируя каждую деталь, каждую мысль так, чтобы она стала понятной молодым ученым. У него была хорошая интуиция, обычно присущая только великим ученым, помогающая ему через данные раскопок проникать в тайны далеких времен. Что меня беспокоит больше всего, когда я думаю о Кушаеве? Тревога за судьбу его наследия. В институте должен быть археологический музей имени Кушаева. Нельзя допустить, чтобы пропали его рукописи. Думаю, молодые археологи – его преемники найдут в незавершенных работах ученого интересные мысли о происхождении этносов, об их материальной культуре, и продолжат дело, начатое Гаязом Валиевичем. И тогда жизнь Кушаева в науке продолжится…
Мечта профессора Тлеужанова об археологическом музее осуществилась: в Западно-Казахстанском государственном университете имени Махамбета Утемисова (преемнике Уральского пединститута) такой музей существует.
А вот свидетельство профессионального археолога, ученика и сотрудника Кушаева Талгата Жумагамбетова, ныне доктора исторических наук, профессора, живущего и работающего в Актобе:
– Первая страница научной биографии Кушаева написана в стенах Академии наук Казахстана. Первая проблема – археологическая культура усуней, которые обитали в III веке до н.э. – первых веках н.э. на территории нынешнего Южного Казахстана. Некогда могущественный союз кочевых скотоводов оставил разрозненные сведения в китайских и прочих хрониках. Учёные давно пытались отождествить его с археологическими памятниками. Но материалов было мало, предложений – много, а уверенности никакой. Нужен был хороший, цельный памятник. И таковой был обнаружен и исследован в ходе возглавляемой К.А. Акишевым и Г.А. Кушаевым экспедиции в долине реки Или. Раскопки дали материал, ответивший на многие вопросы. К.А. Акишев и Г.А. Кушаев выпустили книгу, до сих пор являющуюся образцом исследования культур саков и усуней.
В последующие годы Кушаев вел раскопки в Алакольской впадине Семипалатинской области, работал в Туре и Монголии, пока не появилась новая тема исследований – племена раннего железного века в Западном Казахстане. Археологическая культура савроматов и сарматов известна сравнительно давно – с конца XIX века. В отличие от усуней им больше повезло: они исследовались чаще, шире, и к 60-м годам имелась уже значительная литература по этой проблеме.
Но было одно «но». Данные культуры обследовались преимущественно в Поволжье, расширить рамки исследований далее на восток не удавалось из-за отсутствия каких-либо субсидируемых государственных программ. Накопленный к тому времени материал изобиловал отсутствующими звеньями, и мысль ученого подсказывала, что на многие вопросы можно ответить только после обследования Западного Казахстана – огромного «белого пятна» на карте археологов. Мысль эта затронула, наконец, и официальную науку. С сезона 1966 года в нашей области работали две экспедиции: из Академии наук СССР под руководством М.Г. Мошковой и из Академии наук Казахстана во главе с Г.А. Кушаевым. В результате наука обогатилась монографиями и статьями. Оказалось, что родина савроматов – наше Южное Приуралье. Здесь центр савроматской культуры, отсюда они волнами растекались по бескрайней степи, оставляя следы то в одной, то в другой хронике или летописи.
В 1967 году Кушаев переезжает в Уральск, начинает работать в педагогическом институте. Дальнейшие вехи его научной биографии – раскопки у озера Чалкар в 1968 году, годом позже – Лебедевский могильник, работы в зоне Кушумского водохранилища, могильники Кара-Су, Алебастрово, Мокринский и т.п. Но он так и не успел осуществить свою многолетнюю мечту – закончить раскопки на могильнике и поселении «Кресты». С 1969 года пытался начать там исследования, но не было средств. В 1987-м памятнику «Кресты» грозит опасность разрушения в связи с прокладыванием дороги, и Кушаев начинает раскопки, не имея практически средств. Комплексность расположения различных частей памятника, материал, обнаруженный там, тянет датировку к IV тысячелетию до н.э., то есть к самым ранним на нынешним этапе слоям истории нашей области, Казахстана в целом. И в этом его уникальность. Шаг за шагом раскрывается этническая история Приуралья, «карта» Волго-Каспийского «коридора» (так иногда именуется наш регион в исторической науке) и расцвечивается островками обследованных территорий.
Очень долго Кушаев не придавал значения своему личному статусу, довольствуясь ученой степенью кандидата исторических наук и ученым званием доцента. Лишь в 1990 году кафедра истории СССР Уральского пединститута выдвигает, а совет института избирает его на должность профессора. Затем его представляют на звание профессора, но получить его он не успел…
С годами в археологии области появились новые проблемы и задачи. Есть еще сотни археологических памятников, которым грозит разрушение и уход в небытие. И профессор Кушаев понимал это. Его беспокойная жизнь оборвалась тогда, когда он был полон новых творческих планов. Теперь седой пожилой человек с интеллигентным лицом и умными добрыми глазами не будет разбивать палаточный лагерь на берегу какой-нибудь степной речушки…
(Продолжение следует)
Автор: Олег Щёлоков,
доктор исторических наук