Между небом и землей
В годы Великой Отечественной войны более пятисот казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза, из них четверо летчиков дважды получили звезду Героя – Леонид Беда, Талгат Бегельдинов, Сергей Луганский и Иван Павлов.
«Ахтунг! В небе – Беда!»
Командир авиационной эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка Леонид Беда родился в селе Новопокровка Костанайской области, но институт окончил наш, Уральский – педагогический имени Пушкина. И первые навыки полетов получил в Уральском аэроклубе еще до войны, будучи студентом.
Выпускника физико-математического факультета Уральского пединститута Леонида Беду призвали в армию в 1940-м году и направили в Чкаловскую школу пилотов-штурмовиков в Оренбурге. На фронтах Великой Отечественной войны Леонид Беда с августа 1942 года. Он принимал участие в освобождении Украины, Крыма, Беларуси и Литвы, а также в Сталинградской битве и наступательных операциях в Восточной Пруссии и Польше.
13 сентября 1942 года при выполнении своего второго боевого вылета, после нанесения удара по железнодорожному узлу противника, Леонид Беда отстал от группы и был атакован четырьмя немецкими истребителями. Они изрешетили самолет и отстали от одноместного Ил-2 (то есть, без стрелка) только после пересечения линии фронта. Лётчик был ранен, но сумел довести самолёт на свой аэродром. Шасси отвалились, и Беда посадил свой самолет «на брюхо», в поле. Даже видавшие виды техники поражались, как удалось удержать такой самолет в воздухе – 380 пробоин от снарядов и крупнокалиберных пуль! И у самого летчика два ранения.
Но в госпитале Леонид Беда долго не пробыл. И уже в качестве ведущего продолжал боевые полеты на штурмовике Ил-2 не только на передовые позиции врага, но и на разведку в глубокий тыл расположения фашистских войск.
Самолет «Ил-2» не был предназначен для воздушных боев Штурмовики наносили удары по наземной технике и укрепленным позициям противника. И были неповоротливыми для боев с истребителями. Жизнь штурмовиков была недолгой. В 1941 году за десять успешных вылетов летчику «Ил-2» была положена Золотая медаль Героя Советского Союза. И ее получил только один летчик. После 1943 года звание Героя штурмовику присваивали за 80 вылетов. Леонид Беда совершил 214!
В декабре 1942 года 505-й штурмовой авиационный полк, в котором продолжал свой боевой путь Леонид Беда, стал именоваться 75-м гвардейским штурмовым Сталинградским полком. А Леонид Беда за успешное выполнение боевых задач в Сталинградской битве награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. И вскоре назначен командиром авиационной эскадрильи.
Впереди было освобождение Донбасса, Крыма и Беларуси.
Однажды Леонид Беда вылетел на разведку. Погода была нелетная, и летчик вел самолет на бреющем полете, едва не касаясь верхушек сосен и елей. И, пролетая над одной из лесных опушек, заметив струйку дыма, дал команду стрелку. После длинной пулеметной очереди у противника не выдержали нервы – все пришло в движение, огрызнулись наземные огневые точки. И как только разведчик удалился в сторону своих, по лесу ударила дальнобойная артиллерия, затем в небе появилась четверка штурмовиков, которые с особой точностью прочесали с воздуха весь массив.
Вслед за освобождением Донбасса предстояли нелегкие бои за Крым. Полуостров, «ключами» которого были залив Сиваш и Севастополь, – главная цель штурмовой авиации, в которой мужественно сражался Леонид Беда и его товарищи. Не раз поднимали они свои самолеты на штурм фашистских кораблей в Северной бухте и аэродромов на мысе Херсонес. За Крымскую операцию капитан Беда награжден орденом Александра Невского.
Несколько раз Леонид Беда совершал аварийные посадки, но каждый раз доводил самолет через линию фронта. Лишь однажды, в Крыму, пришлось посадить машину на вражеской территории. Беда и его стрелок Романов подожгли свой самолет и приготовились к бою с противником. Однако штурмовики вернулись за своими товарищами. Летчик Береснев на глазах ошеломленных немцев совершил дерзкую посадку (это был его первый вылет) и сумел забрать Беду и Романова. Маленький Леонид запрыгнул в кабину бортстрелка, а массивный Романов втиснул в смотровой люк только голову и плечи, а руками уцепился за фюзеляж. Так и взлетели, и долетели до своих.
В операции «Багратион» при освобождении Беларуси штурмовая авиационная Сталинградская дивизия 2-го Белорусского фронта не давала фашистам ни минуты покоя. Преследуя отступающих гитлеровцев, штурмовали с воздуха эшелоны, груженные боевой техникой и живой силой. Постоянно на разведку вылетали группы Ил-2, в которых ведущими были опытные летчики – казахстанец Лео¬нид Беда и москвич Борис Окрестин, его товарищ. Штурмовики сбрасывали бомбы, реактивные снаряды, вели огонь из пушек.
В музее Великой Отечественной войны сохранилась докладная записка, датированная 12 сентября 1944 года, за подписью Председателя Совета народных комиссаров Белоруссии на имя маршала Жукова. В ней говорится: «На днях мы обнаружили и осмотрели в лесах северо-восточнее Минска огромнейший укрепленный лагерь немцев, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. Этот район представляет потрясающее впечатление по масштабам демонстрации нашего воздушного флота…»
Укрепленный лагерь фашистов обнаружили и уничтожили летчики-штурмовики под командованием капитана Леонида Беды.
6 октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, Леонид Игнатьевич Беда удостоен звания Героя Советского Союза. А уже после долгожданного Дня Победы, в июне 1945 года 25-летнего летчика удостоили этого высокого звания во второй раз.
Среди множества его наград, в том числе иностранных, затерялось странное для летчика звание Почетного железнодорожника. Об этом рассказывает один документ в музее боевой славы штурмовой дивизии: «За умелые действия по защите Оршанского железнодорожного узла и прилегающих к нему перегонов от разрушения немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание «Почетный железнодорожник» летчикам-штурмовикам Беде Л.И., Брындису А.Я., Бойцову Ф.С.».
Отступая, гитлеровцы уничтожали все, что можно было разрушить и сжечь. Для разрушения железнодорожных путей использовали специально оборудованный для этого паровоз. Выполняя очередное задание, летчики заметили, как по железной дороге в районе станции Орша медленно двигалась махина, похожая на комбайн. Присмотрелись: – «адская машина», паровоз-путеразрушитель. Он вспарывал железнодорожное полотно, разламывая надвое шпалы и разрушая стыки рельсов. Шестерка Ил-2 под командованием Леонида Беды сквозь зенитный огонь вышла к цели и уничтожила и паровоз, и весь эшелон врага.
Фамилию своего командира – Леонида Беды – летчики его эскадрильи считали чудесным оберегом и с улыбкой пересказывали историю, как после училища его не хотели брать в полк – из-за маленького роста. Командир полка тогда сказал, увидев Леонида: «Да он же из парашюта выпадет! Да еще фамилия такая». А Леонид заявил: «Так я ведь для фашистов Беда!». (Кстати, свой первый прыжок с парашютом он совершил в Уральском аэроклубе. А на фронте – ни разу). В самом деле: едва его эскадрилья поднималась в небо, немцы по радио передавали: «Ахтунг! Беда в воздухе!» Немецкие зенитки, как по волшебству, умолкали. Командование даже провело расследование – в чем дело? Попавшие в плен фрицы рассказали: зенитчики были убеждены, что снаряды не берут советскую эскадрилью из-за «дьявольской» фамилии комэска.
Павел Романович Букаткин, преподаватель ЗКГУ, создатель музея воинской славы университета, с гордостью рассказывал о том, что прославленный летчик Леонид Беда – выпускник нашего пединститута. И показывал фотографию, на обороте которой Леонид Беда оставил автограф с благодарностью преподавателям математического факультета, который он окончил. Считал, что знание математики помогало ему все точно рассчитывать при определении цели на земле. В 60-е годы Леонид Беда с супругой, которая, по словам Павла Романовича, тоже была выпускницей нашего пединститута, приезжали в Уральск. После войны генерал авиации Леонид Игнатьевич Беда жил и работал в Минске. Летал до последнего. А погиб в декабре 1976 года в автомобильной аварии. Ему было всего 56 лет. Говорят, летчики не умирают. Они улетают в небо.