Маленькие машины больших гонок
Как стать пилотом гоночного болида и при этом не попасть в аварию, мы узнали у главного тренера, а также руководителя Федерации автомодельного спорта в ЗКО Хамита Латыпова.
Очередные соревнования. Спортивный судья отсчитывает последние секунды перед стартом. Раз, два, три! Гоночные машины одновременно срываются с места и начинают виражи, молниеносно набирая скорость. Гонщики сосредоточены, им нужно плавно пройти крутые повороты, зрители волнуются. Здесь все как в настоящей «Формуле-1», только болидами спортсмены управляют через пульт. Да и модели автомобилей в сотню раз меньше настоящих авто. Тот же драйв, азарт, соперничество и сладкий вкус победы.
Особенность автомодельного спорта в том, что он не имеет возрастных ограничений. Записаться в секцию могут как дети и подростки, так и взрослые, если есть интерес к гонкам.
Несовершеннолетние новички приходят каждый день. Водительские права необязательны. Ребята хотят сразу на старт. Но управлять пультом вот так, сразу никто не даст. Сначала теория – тренер расскажет все об устройстве авто и о его ценности. Стоимость одной такой модели доходит до 250 тысяч. Так что обходиться с ними нужно аккуратно. Одни болиды ездят на электрических двигателях, другие на бензине. Узлы и агрегаты как в настоящей машине. В амортизаторах время от времени нужно менять масло, рулевое управление регулируется под пилота, а кузов можно тюнинговать. На занятиях ребята получают не только навыки вождения, но и понятие о профессии автослесаря.
– Автомодельный спорт – технический вид спорта, в котором спортсмены управляют уменьшенными автомоделями с помощью радиосвязи или другими методами. Это уникальный спорт, который может сочетать в себе творчество, техническую и соревновательную часть, рассказывает тренер. – Что очень важно для современных детей. У них появилась возможность познать «высокие технологии», радиосвязь, электронику, механику, баллистику и многое другое.
Я сам по образованию инженер коммунальных систем, слесарь-сантехник, газоэлектросварщик. В сфере строительства проработал 5 лет. Занимался предпринимательской деятельностью в различных отраслях.
В 2017 году увлекся автомодельным спортом. Случайно увидел в интернете, как он развивается в Европе и России. Заинтересовался. Начал искать информацию и в итоге поехал в Россию. За что отдельное спасибо президенту международной конфедерации модельного спорта в России Артему Лабаеву. Он ввел меня в курс дела и предложил попробовать выступить от нашей страны на чемпионате РФ. Недолго думая я согласился. Мне предоставили модель, и я впервые попробовал себя в роли пилота. Тогда проиграл, но эмоции зашкаливали. После соревнований организаторы пригласили меня посетить технические секции, где готовят пилотов-технарей.
Перед тем как записаться в кружок к Хамиту Латыпову, воспитанники обязательно должны пройти тест на координацию и еще одну небольшую процедуру. Попробовать работать с пультом в тот момент, когда машина днищем лежит на каком-нибудь бруске, а колеса висят в воздухе. Так легче понять, как они маневрируют. Получается не сразу. Все начинают примерно одинаково – машина, как слепой котенок, «тычется» из стороны в сторону и то и дело, заезжает на запрещающую полосу. Вроде бы просто, нужно легко нажимать на пульт, но инерцию машины не угадать.
Автомодельный спорт стал развиваться еще в советские годы. Тогда машины развивали скорость до 50 километров в час. Другое дело сейчас. Они могут все то же, что и настоящие, например, набирать скорость до 200 км в час. Нажмешь на пульт и не поймаешь.
Дружная команда юных спортсменов соревнуется в дрифте – шоссейных и внедорожных гонках. Всего видов соревнований почти десяток, но оценки в каждом свои. А награды – почетные грамоты и кубки. Одна из проблем – данный спорт в Казахстане не развивается, на соревнования приходится выезжать в Россию.
– Этот спорт нужен, он воспитывает молодежь, – говорит Хамит. – Представьте, мальчишки 8-14 лет свободно владеют техническим языком, без каких-либо проблем рассказывают, из чего состоят модели, разбираются в видах двигателей, понимают принципы работы электронных передатчиков, узнают, что такое блокирующий дифференциал и много другое. То есть они здесь набивают руку и становятся настоящими мужчинами. Когда я приехал из России, меня не покидала мысль создать такой же автомодельный клуб и условия для наших мальчишек. Я реально загорелся. И в один прекрасный день начал действовать.
В 2018 году Хамит открыл секцию в Аксае. В 2019 уже в Уральске. На сегодняшний день в секциях занимаются около 30 детей, в возрасте от 7 до 15 лет.
Мальчишки увлечены, неоднократно выезжали на соревнования в Россию и привозили оттуда призовые места. Есть и свои чемпионы. В пилотировании отличные результаты показывает Роман Леонов (13 лет).
Неоднократный чемпион России, Казахстана Жанарыс Кажиков. В 2018 году он занял 3 место на чемпионате Европы, который проходил в г. Тольятти. Жанарыс соревновался с лучшими пилотами России. Его победа мотивировала других воспитанников секции. Егор Залата (13 лет) один из лучших ребят, кто с легкостью вникает в теоретическую часть, он ведет рубрику на канале YouTube, где рассказывает все о двигателях.
Артем Удалов (13 лет) – лучший инженер-механик 2020 года среди старших ребят.
– Радует, что родители во всем поддерживают своих детей, – говорит тренер. – Елена Леонова, мама Романа, внимательно наблюдает за нашим развитием секции практически с самого начала. Она радуется успехам сына и неоднократно выезжала с нами на чемпионаты, помогает управляться с детьми. Занималась фото-видеофиксацией во время гонок и т.д. Оказывала всевозможную помощь для всей команды. Дети ее любят и всегда ей рады.
В 2019 году Хамит решил открыть некоммерческую организацию «Федерацию автомодельного спорта».
– Рядом со мной люди, готовые помогать, продолжает тренер. – Что меня вдохновляет. Это и Аимшеева Альбина и Михаил Бычковский. Последний сам является мастером спорта по плаванию, занимался танцами. Ведет активный, здоровый образ жизни. Оказывает поддержку представитель Палаты предпринимателей ЗКО Ерлан Адиев.
Хамит воодушевленно объясняет цель его работы – развитие творческих мастерских для детей и подростков, создание спортивно-технических клубов, организация соревнований всех уровней, в которых любой вне зависимости от пола и возраста сможет показать и реализовать свои технические знания и навыки пилотирования. А пока спортсмены мечтают о настоящей трассе, без которой им сложно.
– Нашим приоритетным планом является реализация расширения филиалов по ЗКО и всего Казахстана в целом, – говорит тренер. – Проведение чемпионата РК, престижнейших гонок в классе ТС-5, проведение Еврокубка в Уральске и участие наших ребят в Европейских соревнованиях.
На 1 этапе кольцевых гонок на радиоуправляемых моделях в классе TC-10 open, участвовали спортсмены в возрасте от 6 до 9 лет. Первое место занял Диянов Александр, второе Вахитов Саид, третье Сатыбалдин Имран.