Купля-продажа, и не только
НАО «Государственная корпорация» «Правительство для граждан» постоянно совершенствует госуслуги, в том числе переходит в онлайн-формат. В настоящее время из 700 услуг более 95 процентов оказывается в Интернете. Об этом рассказал директор филиала ЗКО НАО Надир Шамуратович Курумбаев.
– 17 лет порталу Электронного правительства e-GOV как он себя зарекомендовал?
– Данный портал – инструмент взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Он значительно упрощает получение услуг, снижает коррупционные риски, обеспечивает удобство и комфорт. С 2019 года граждане получили возможность осуществлять подачу заявок на государственные услуги через мобильное приложение eGovmobilе. Им пользуются миллионы граждан и число их продолжает увеличиваться. К примеру, благодаря мобильному приложению отпала необходимость иметь при себе документы первой необходимости. Если раньше требовалось предоставлять оригинал удостоверения, которое можно потерять или забыть, теперь обходятся без него. Неважно, собрались вы приобрести билет на поезд, самолет или заняться оформлением документов, достаточно войти в приложение. Также по цифровому документу доступно совершать важные сделки, в том числе с недвижимостью, подавать заявление и так далее. Это официально признанный документ, который вы никогда не потеряете. В цифровом формате представлены и другие документы первой необходимости – заключение брака, паспорт, свидетельство о рождении, диплом и так далее.
– В прошлом году через eGovmobilе запущен проект «Цифровой нотариат», благодаря которому теперь можно в один клик оформлять документы нотариально. О каких новых приложениях должны знать граждане?
– Приложение е-Otinish – государственный сервис для усиления прав граждан в спорах с органами власти. Он позволяет дистанционно отправлять обращения по факту найденного нарушения, действия или бездействия любого государственного органа. Рассмотрением обращений занимаются сотрудники профильного ведомства. К тому же есть возможность отслеживать ход заявления.
В приложении е-Salyg можно получить документы, связанные с налоговыми органами, е-Денсаулык – это электронная система, которая предоставляет огромный перечень услуг по здравоохранению. Приложение – сервис корректировки позволяет экономить время и деньги. К примеру, если кто-то занялся оформлением недвижимости и в самый неподходящий момент выявилась ошибка, например, в техпаспорте, нет необходимости идти в БТИ, стоять в очередях, выяснять и тратить нервы, как это было раньше. Теперь достаточно быть пользователям eGov.kz, сообщить об ошибке, заказав услугу корректировки, прикрепив копию правоустанавливающего документа. То есть необходимо авторизоваться на портале, затем на главной странице перейти в раздел «Гражданам», выбрать категорию «Недвижимость», затем «Жилищные отношения» и нажать клик по услуге «Корректировка ошибочных сведений объектов недвижимости в информационной системе «Государственная база данных «Регистр недвижимости» и заказать услугу онлайн.
– Расскажите о безнотариальном оформлении сделки.
– Для того чтобы совершить договор купли-продажи недвижимости, раньше необходимо было идти к нотариусу. Если есть брак, требовалось согласие второй половинки. К тому же стоимость сделки у нотариуса в пределах 40-50 тысяч тенге. Мы предлагаем решить это дело гораздо быстрее и дешевле. В ЦОНе теперь есть услуга – безнотариальная сделка. Хотите купить или продать квартиру, приходите в ЦОН, где проверят все документы, идентифицируют личности и за 12500 тенге оформят договор купли-продажи.
– Удостоверение или загранпаспорт в онлайн-формате получить можно?
– Нет, но скоро и эти документы можно будет в упрощенном варианте. В Астане уже внедрен пилотный проект, благодаря которому каждый гражданин получает документы самостоятельно, в ЦОНах установлены терминалы, идентифицирующие личность, делают фото. Документ выдается по принципу картаматов, которые есть в Kaspi банке. Также в пилотном режиме технологии для получения уже готовых документов. Пока, чтобы получить готовый документ, клиент должен прийти в рабочее время в ЦОН, взять номер, дождаться своей очереди и только потом идти на выдачу. Скоро в ЦОНах во входной группе установят специальные ящики выдачи, которые круглосуточно будут выдавать готовые документы. Для этого нужен только QR код.
– Расскажите об услуге доставки.
– Яндекс-доставку готовых документов можно заказать через мобильное приложение. Если нет возможности прийти лично или вы не хотите идти в ЦОН, документы привезет курьер. Конечно, за определенную плату. Переживать за документы не стоит, все юридические моменты отработаны, предусмотрена ответственность за сохранность. Их доставят в запакованном виде по указанному адресу. Данная услуга уже пользуется спросом.
Еще мы активно интегрированы в мобильные приложения государственных сервисов банков второго уровня. В разделах банковских приложений есть раздел «Цифровые документы», то есть можно получить в один клик не только удостоверение личности, но и справки о пенсионных, социальных отчислениях, из наркологического, противотуберкулезного, психоневрологического диспансеров. Также отправить заявку на легализацию иностранного автомобиля, переоформить его, при необходимости еще переоформить и водительские права. Одним кликом в мобильном приложении получить и свидетельство о рождении, а параллельно с этим и единовременное пособие на ребенка.
– Надир Шамуратович, скоро и браки будут регистрировать в ЦОНе?
– С 1 июля 2023 года все ЗАГСы переходят в наше управление, до этого они были при акиматах. Торжественная часть будет в ЗАГСе, а вот владельцами процесса с этого времени являемся мы, то есть заниматься оформлением документов. Через приложение Халык банка уже сейчас можно подать заявление на заключение брака. Достаточно выбрать раздел «ЗАГС», оплатить госпошлину, и в считанные минуты второй половинке, жениху или невесте, поступит СМС «Согласен он на регистрацию брака или нет?». Если дает согласие, заявление формируется и отправляется на исполнение.
– Развод тоже в один клик?
– Нет. Разойтись за 5 минут не получится. Развод – сложный процесс, в первую очередь, психологически. На эмоциях можно натворить дел. В ЗАГСе, прежде чем развести супругов, дают время подумать. И очень часто пары не расстаются.
– Если работа ЦОНа полностью перейдет в онлайн-формат, не грозит ли это большим сокращением сотрудников?
– Ну, до полного перехода еще далеко. К тому же госкорпорация для граждан это социально ответственная организация, которая также рассматривает эти вопросы. В нашем филиале более 600 сотрудников. В систему входит шесть подразделений – бывшее БТИ, «Гипрозем», выплатной центр и еще некоторые. Так что сотрудников мы просто переводим в другие подразделения. К тому же какая-то часть населения все равно будет пользоваться услугами офлайн, и их нужно обслуживать. Особенно в довольно преклонном возрасте. Не так давно мы вручали ИИН бабушке, которая родилась в Жамбейтинском районе в 1914 году. Обслуживали клиентку чуть моложе – 102 года.
– Каким будет ЦОН лет через 10?
– Скорее всего, всю работу переформатируют в онлайн-формат. Думаю, что классические ЦОНы станут электронными центрами цифровых услуг, где каждый самостоятельно сможет получить любой документ. Мы берем опыт Эстонии, Канады, Америки, Малайзии, Дубая. Если сравнивать нас с другими республиками бывшего СССР, очевидно, что Казахстан по уровню цифровизации и госуслугам находится на первом месте.
– Спасибо за разговор.