Конец удаленке?
Начало нового учебного года – праздник даже для самого нерадивого школьника. В этом году это праздник вдвойне – конец дистанционке. Для большинства учителей, родителей и детей дистанционное обучение стало настоящим испытанием. Но и обратный переход тоже сулит немало трудностей. В том числе психологических после периода длительной разобщенности.
Но возвращаться к традиционной форме обучения необходимо. И учителя, и родители отмечают, что за время дистанционного обучения дети не только не получили новых знаний, но растеряли даже то, что было. При этом издергались все – дети, родители, учителя. Ни для кого не секрет, что все домашние задания вместе с детьми, а зачастую и вместо них, делали их мамы и папы.
Сам министр профильного ведомства Асхат Аймагамбетов признал, что система образования Казахстана больше не выдержит дистанционного обучения, отметив, что за время онлайн-обучения уровень знаний детей снизился в разы и требуется пересмотреть программы обучения в новом учебном году. Вакцинация и возврат на обычную форму обучения – потребовал министр. Всех учителей и технический персонал школ (за исключением тех, кто переболел коронавирусом в последние три месяца или имеет медицинские противопоказания) обязали пройти вакцинацию до 25 августа.
И еще задолго до первого сентября раздали методические рекомендации Министерства образования – как будет организован учебный процесс в 2021-22 году. Обучение – в очном формате. Но попасть в школу можно только через «Ashyq». Это такое мобильное приложение, которое за счет использования QR-кода и интеграции с общей базой Министерства здравоохранения определяет статус владельца смартфона – является ли он на данный момент носителем вируса или нет. (Лично мне непонятно, как это можно определить наличие вируса по приложению на «данный момент»). Но детям сканировать этот код не нужно. Это нужно, чтобы в школу не заходили посторонние, среди которых могут быть инфицированные.
Все – и учителя, и дети – обязаны в школе постоянно носить маски (трудно представить, как учитель через эту маску будет объяснять урок). Обязательно также измерение температуры, кварцевание и дезинфекция классов и помещений. Также необходимо соблюдение социальной дистанции, то есть в классах, столовых дети должны рассаживаться на расстоянии не менее полутора-двух метров друг от друга. Сразу возникла масса вопросов: как делить класс, если количество учеников не соответствует площади помещения, как – «организовать проведение перемен и посещение столовых в разное время, чтобы избежать скопления детей в коридорах и в буфетах»?
Но главный вопрос – как наверстывать упущенное за время локдауна, как переходить к новым темам, не освоив предыдущие? При том, что система школьного образования сама по себе лишена последовательности и логики.
«В постсоветский период система школьного образования деградировала уверенно, но достаточно медленно – сказывалась наработанная база учителей, методик, учебников и традиций. Однако если подрывная работа проводится долго, целенаправленно и системно, то результат обязательно будет. Точкой перелома стал 2017/2018 учебный год, когда Ерлан Сагадиев (11-й министр образования Республики Казахстан) сломал-таки хребет вменяемой общеобразовательной школы. Стержнем очередной реформы стало лишение школьного образования системности, логики и последовательности с переносом упора на хаотичность, мозаичность и разрозненность вкладываемых в детей знаний, – пишет казахстанский журналист Джанибек Сулеев. – Так, в 7-ом классе по многим предметам школьники изучали те же темы, что уже были ими пройдены в 6-ом классе (география, биология, алгебра/математика, литература). При этом по той же биологии в кучу свалили изучение ботаники, зоологии и анатомии». География в школе – это теперь не про материки, климат, полезные ископаемые, животный мир, растения, народонаселение, транспорт и прочие понятные вещи. «Теперь «География» превращена в кучу вещей, очевидных разве что специалистам-климатологам или исследователям космоса, но собранных предельно бессистемным и корявым пазлом».
Сегодня школьники не получают ни двоек, ни пятерок. Зато пишут бесконечные СОРы (суммативное оценивание раздела) и СОЧи (суммативное оценивание четверти). Отсутствие оценок, по официальной задумке МОН, должно было привести к снижению психологической нагрузки школьников, уменьшению страха перед оценками. На деле безоценочная система привела к обратному результату – дети превращаются «в интеллектуальных зомби с неустойчивой психикой» . Родители не знают, как помочь своим детям с уроками, учителя замучены бесконечными проверками СОЧей, СОРов, кунделиков. Но больше всех страдают дети. Министры меняются, эксперименты продолжаются.
Новая «фишка» – специализация. Детям дали право выбирать, какие предметы им изучать, а какие не обязательно. Вариантов три – физико-химический, физико-географический и географическо-биологический.
– А если ребенок через год поймет, что выбранная сфера не его, то обратной дороги ему уже нет, в аттестате у него не будет других предметов, – сетовала одна родительница. – Получается, что учащиеся, выбравшие физику и химию, не будут учить биологию и географию. И наоборот. Или, например, при поступлении в медицинские вузы нужно иметь, минимум, три предмета: химию, биологию и физику. А выбрать после девятого класса нужно два.
Еще одна проблема заключается в том, что невыбранные учениками предметы, которые будут изучаться факультативно, могут со временем вовсе исчезнуть из школьной программы, как когда-то канула в лету астрономия. Например, если учащиеся гуманитарных классов в качестве профильных выберут иностранный язык и географию, то подростки рискуют окончить школу без знаний всемирной истории и основ права. Эти предметы доступны как дополнительные для учеников естественно-математических классов, но только если те их выберут. В случае, если естественники отдадут предпочтение, например, «основам предпринимательства» и «графике и проектированию», то история «пройдет» мимо них.
Но сегодня все эти нюансы не главное. Главное, что дети снова сели за парты, встретились с одноклассниками и учителями.