Когда творит народ

16 июня 2022
0
2816

В казахском устном народном творчестве особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече Нового года.

К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, қыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни қоштасу, естірту, көніл айту, жоқтау, жұбату.

Одним из наиболее распространенных жанров было «терме» – короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.
Если терме по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном.
Основными жанрами вокального творчества были и трудовые песни. Темы в них разные – эпосы и истории, борьба и протест, лирика и обряды.

Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.

Одним из жанров устного творчества являются сказки. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Қара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Қайғы» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, муд-рых старцах-прорицателях.

Много казахских сказок посвящено животным. В сказках «Бозинген», «Сырттандар», «Тепен көк» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами – звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос – один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Қара-бек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Қамбар» относятся в XIII-XIV вв. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.

Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются «Қозы Көрпеш и Баян Сұлу», «Қыз Жібек», «Күлшеқыз», «Назымбек», «Сұлушаш», «Мақпал қыз».

Лирические песни о любви «Жусуп и Злиха», «Лейли и Маджнун», «Бозжігіт», «Сейфуль-Малик», «Тахир и Зухра» пелись и в казахских аулах.

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендік сөздер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.

Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.

Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра. Распространен был и кобыз. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра».

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение – акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Понятия «акын», «жырау», «жыршы», – во многом различны. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и өлеңші (песенники). Многие из них были профессионалами.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top