Какого ты рода?

30 мая 2024
0
4678

Согласно казахским обычаям, каждый казах обязан знать своих предков до 7 колена. Существует несколько родов, которые могут делиться на подроды. Каждый род имеет свою тамгу (свой герб), клич и покровителя. Существует больше 30 родов. Каждый также имеет принадлежность к жузу.

По статистике, только 20% казахов знают свое происхождение до седьмого колена. Причина в исторических событиях XX века – Гражданской войне, раскулачивании, голоде, репрессиях. Дети рано становились сиротами, ребенок знал только свое имя.

За несколько веков на территории современного Казахстана сложились три родоплеменных объединения – Старший, Средний и Младший жузы. Каждый из них занимал обширные земли и в свою очередь состоял из родов.

На первый взгляд может показаться, что деление связано с размерами жузов. Однако это не так – Средний жуз был самым крупным, занимая территорию Центрального, Северного, Восточного и частично Южного Казахстана. Жузы получили свои названия по расположению к течению реки Сырдарья. Старший жуз кочевал в верховьях реки, Средний – в среднем течении, Младший – в низовьях.

«Каких-то глубинных иерархических смыслов искать не надо. Иерархии между жузами не было и нет, а то сейчас у нас принято выдумывать… Вообще, в глазах аристократического рода торе представители всех трех жузов были простолюдинами или «қара сүйек», «черной костью», – говорит историк Жаксылык Сабитов.

У казахского народа есть пословица, которая гласит: «Представителю Старшего жуза дай посох и отправь пасти скот. Выходцу Среднего жуза дай перо и отправь на судебный спор. Младшему жузу дай копье и отправь на битву».

До сих пор среди казахов распространено мнение, что уроженцы Западного Казахстана (где в основном проживают представители родов Младшего жуза) обладают воинственным и непокорным нравом. «Пословица про скот, про копье была отражением реальной действительности. На юге Казахстана много плодородных пастбищ, где можно было разбогатеть, разводя скот. А на западе – экстремальные климатические условия, там земли не такие плодородные. Поэтому местным жителям приходилось выживать, и сложился такой более суровый типаж», – считает Сабитов.

В качестве подтверждения своих слов он вспоминает историю: на территории жуза произошло значительное количество восстаний.

«А вот Средний жуз (в силу своего географического положения) подвергся большей русификации. Там строилось больше школ, большее количество людей смогли получать образование. Вспомните того же педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина или поэта Абая, они оба из Среднего жуза. Если посмотреть на деятелей партии «Алаш орда» – она по большей части состояла из выходцев Среднего жуза», – продолжает Сабитов.

Другой стереотип связан со среднежузовским родом найман, которому народная молва приписывает такое качество как хитрость. Сабитов считает, что это не более чем городской миф.

«Мне кажется, это такой городской алматинский фольклор, связанный с «экспансией» найманов в Алматинской области. Придя в этот регион, они «потеснили» там представителей других родов, поэтому возник такой стереотип», – сказал историк.

Нынешний Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев является выходцем рода жалайыр из Старшего жуза. Первый Президент Нурсултан Назарбаев тоже является выходцем Старшего жуза, только из рода шапырашты.

Сабитов считает, что для современного казаха принадлежность к тому или иному роду – всего лишь «этнографическая ностальгия».

Вместе с тем родолог Алия Сагимбаева считает, что после обретения независимости у казахстанцев вырос интерес к своему происхождению.

Есть роды, которые не входили ни в один из жузов. Например, аристократический род торе вел свое происхождение от Чингисхана, а кожа – от потомков исламских проповедников.

«На самом деле хватает родов, которые не входили в жузы. Они присоединились после того, как в степи сложилась классическая система казахских родов. Например, есть род шала-казахов – он сложился в XIX веке и не имеет ничего общего с казахами, которые не владеют казахским языком. Это потомки татар, выходцев из Средней Азии, которые за одно-два поколения смешались с казахами. Есть представители рода шала-казах, которые вообще на русском не говорят, только на чистейшем казахском», – считает историк Сабитов.

Другой род, не входивший ни в один из жузов, – толенгит (толенгут). Они являлись основой ханской власти и зависели от хана.

Принцип жети ата – семь дедов подразумевал, что казахи должны были знать своих предков по мужской линии до седьмого колена. Во избежание кровосмешения браки до седьмого колена запрещались.

Между тем на представителей торе и кожа запрет на близкородственные браки не распространялся.

В современном мире большую роль играет не род, а землячество, территориальная принадлежность. Процессы внутренней миграции и жизни в городах размывают понятия о причастности к тому или другому роду.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top