Хозяйка трассы — непогода

17 января 2019
0
977

Общественники ЗКО спросили с руководства ТОО «Казахавтодор» за обледенелые дороги. В ответ директор предприятия пояснил, что виной гололеда не их плохая работа, а острая нехватка техники и слабое финансирование.

На «ковер» дорожников, занимающихся содержанием трасс республиканского значения, пригласила в завершение 2018 года специальная мониторинговая группа, созданная при департаменте Агентства по противодействию коррупции ЗКО. Общественников взволновала волна возмущений граждан в соцсетях по поводу покрытых льдом дорог при подходах к Уральску, и они задались вопросом: а куда уходят миллионы бюджетных средств, выделенных на борьбу с гололедом?

Председатель специальной мониторинговой группы Алия Салиева прямо спросила у руководителя областного филиала ТОО «Казахавтодор» Еркебулана Жуманова, почему дорожники не принимают меры – не посыпают дороги песком в гололед, если на содержание дорог республиканского значения им выделен 1 млрд. тенге?

«Из-за гололеда трассы покрыты льдом, соцсети пестрят роликами, на которых большегрузы слетают с обочины, машины заносит на скользкой дороге, а сами водители катаются по обледенелой дороге на коньках, – отметила Алия Салиева. – На эти вопиющие факты мы не можем не реагировать – деньги на содержание дорог зимой выделены, но уходят ли они в нужном направлении?»

Еркебулан Жуманов, глава филиала «Казахавтодора» по ЗКО рассказал в свою очередь, что на содержание республиканских дорог в зимний период по области выделено 305 млн. тенге.

По его словам, в связи с обильным выпадением осадков в виде дождя и мокрого снега и резко последовавших за ними заморозков на дорогах области образовались снежный накат и стекловидный лед. С целью их устранения филиалом ТОО «Казахавтодор» было задействовано 47 единиц техники, в том числе 14 комбинированных дорожных машин (пескоразбрасыватель) – сотрудники филиала в дни гололеда работали в две смены. Так, за период с 21 ноября 2018 года по 21 декабря 2018 года произведена россыпь песчано-солийной смеси в количестве 6554 тонны, из них только с 12 декабря по 21 декабря посыпано по всем направлениям 2539 тонн ПСС (за аналогичный период 2015 года – 3284 т, в 2016 году – 4811 т, в 2017 году –2788 т).

«С образованием гололеда на дорогах области в социальных сетях пользователями дорог были опубликованы высказывания, где сравнивалось качество зимнего содержания дорог между Россией и Казахстаном, – констатировал Жуманов. – По поводу высказанной критики, в первую очередь, мне хотелось бы отметить следующее важное обстоятельство – для выполнения работ по зимнему содержанию дорог существенное значение имеет наличие у предприятия специальной дорожной техники. Так, за последние три года предприятием приобретено всего 9 единиц техники, в том числе по годам: в 2016 году – 8 единиц и в 2018 году – всего 1 единица. Для сравнения: общая протяжённость автомобильной дороги Самара – Шымкент, участок г. Самара км 8+650 – гр. РК км 194+500 составляет 185,85 км. Данный участок дороги обслуживает ООО «Амонд», которое имеет специальную технику – пескоразбрасыватели в количестве 14 штук, т.е. на 12 км – 1 единица. Далее, компания ООО «Самаратрансстрой», обслуживающая 162 км а/д М5 Урал в Самарской области, имеет 34 единицы техники, из которых 15 – это пескоразбрасыватели. Тогда как обслуживаемая ЗКОФ ТОО «Казахавтодор» сеть дорог составляет 1285 км, на зимнее содержание которой в настоящее время имеем в наличии всего 14 единиц спецтехники пескоразбрасывателя (на 92 км автодороги – 1 единица)».

Еркебулан Жуманов сообщил, что на праве собственности филиал имеет технику в количестве 49 единиц, из которых 29 – старше 10 лет, 11 работают свыше 5 лет, и, как результат, часто ломаются в результате сильного износа, что, в свою очередь, негативно влияет на выполнение работ по содержанию.

В качестве частичного решения проблемы, связанной с острой нехваткой техники, филиалом были заключены договора на аренду спецтехники со сторонними организациями: с ТОО «Перспектива КАН» – на КДМ (комплексные дорожные машины) в количестве 3 единиц, с ТОО «Орал Транс» на автогрейдер – 2 единицы, колесный трактор – 2, бульдозер – 2.

Однако здесь тоже возникают определённые трудности, поскольку только единичные предприятия имеют в наличии специальную дорожную технику, вследствие чего аренда техники не решает в полной мере данную проблему.

Для выхода из сложившейся ситуации предусматривается приватизация ТОО «Казахавтодор» путем передачи в доверительное управление. Одним из основных условий соответствующей передачи является приобретение не менее 300 единиц техники и не менее 200 единиц оборудования.

«Относительно доводов пользователей сетей о качестве зимнего содержания между Россией и Казахстаном хотелось бы обратить внимание на следующее: финансирование в России содержания 162 км автодороги М5 Урал в Самарской области составляет 200 млн. рублей в год или около 1 млрд. тенге. Финансирование 1 км дороги составляет около 6 млн. тенге. Тогда как финансирование ЗКОФ ТОО «Казахавтодор» на 1265 км автодороги в 2018 году составило общую сумму в размере 1 265 242 930 тенге с учетом НДС (1 млн. тенге – на 1 км дороги), из них: на зимнее содержание – 385,87 млн. тенге с учетом НДС (в январе – 70 млн. тенге, феврале – 77 млн. тенге, марте – 69 млн. тенге, ноябре – 81 млн. тенге, декабре – 88,87 млн. тенге), что составляет 30% от годового финансирования», – пояснил Еркебулан Жуманов.

Глава ЗКОФ ТОО «Казахавтодор» заявил, что их вины в том, что ДЧС по ЗКО в области в период с 26 ноября по 16 декабря 2018 года на ночное время суток 7 раз закрывали дороги республиканского значения для всех видов транспорта по причине дождя со снегом и сильного гололеда, нет. Временное ограничение движения было чрезвычайной мерой в целях недопущения угрозы жизни и (или) здоровью людей.

А как у других?

Еркебулан Жуманов сравнил свою работу с работой дорожников в заснеженной Европе. Так, годовое финансирование содержания дорог в Швеции протяжённостью 94 450 км составляет 200 млн. евро (84 млрд. тенге), из них на зимнее содержание предусмотрено 65% от годового бюджета. В Норвегии годовое финансирование содержания дорог протяжённостью 93 000 км составляет 900 млрд. долларов (328 млрд. тенге). Тогда как в РК годовое финансирование содержания дорог протяжённостью 128 000 км составляет всего 24 млрд. тенге, что в 13 раз меньше, чем в Норвегии, и в 3 с лишним раза меньше, чем в Швеции.

Фото: Нурлан Тастанбеков
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top