Большое сердце
Магрипа Есенгуловна Искакова – человек известный. Общественный деятель, сейчас она возглавляет Совет матерей при Ассамблее народа Казахстана ЗКО. Заслуженный учитель, отличник просвещения, себя посвятила детям. 30 лет возглавляла школу-интернат №15. Бывшие выпускники звонят и сейчас, обращаются за советом, иногда за помощью. По привычке называют мамой. У неё представительный, как говорит она сама, возраст, на который старается не обращать внимания. «А зачем? – улыбается она. – Он мне не мешает жить, а самое главное, заниматься любимым делом».
Совсем недавно ее пригласили на встречу с учащимися педагогического колледжа имени Досмухамедова. Разговор с девчонками был долгий и обстоятельный. Говорили о простых, но важных вещах: что значит для человека семья и как сделать себя счастливой. Магрипа апа отвечала на вопросы и рассказывала о своей жизни.
Родилась она в крошечном поселке Семипалатинской области в 1938 году. В многодетной семье, где десять детей, шестая по счету. Низкая, убогая саманка, в которой едва все помещались, казалась им уютной. Отец любил и баловал ее больше других. Прошло много времени, но она до сих пор помнит родной аул и кусочки сахара, которые он тайком от других детей подсовывал именно ей.
– Почему мне, не знаю, – рассказывает Магрипа Есенгуловна. – Но я действительно была любимицей. Братья и сестры обижались, но уже потом поняли: он был прав. Всю свою жизнь я заботилась о родителях, братьях и сестрах.
Единственной достопримечательностью аула была малокомплектная школа, в которой учились одновременно все дети.
Я посещала ее до четвертого класса. Те, кто старше, выходили к доске, решали задачи, а я тянула руку, потому что знала ответ. Начальную школу окончила раньше других, потом училась в средней, она находилась за пять километров.
В ауле ни у кого не было часов, родители будили нас с первыми петухами. Мы собирались гурьбой и шли учиться. Приходили намного раньше, уставшие. Техничка еще не успевала растопить печь. Поэтому мы ложились возле печки и спали. Через какое-то время на телеге привозили дочь управляющего. Даже если телега была пустая, и шел дождь, нас с дороги не подбирали. Пригревшись около печки, слушая, как трещат дрова, я мечтала, что когда вырасту, добьюсь в жизни больше, чем эта девочка. Уже потом, будучи руководителем, я помогала ее сыну. Это мой принцип: не оставлять земляков в беде.
В нашем селении никто не говорил на русском. Однажды отец принес мне казахско-русский словарь и сказал: учи. Я его не выпускала из рук, зубрила каждый день.
Окончила школу с одними пятерками. Отец продал корову, рассовал деньги по карманам, и мы поехали на железнодорожный вокзал. Ехали в товарном вагоне.
Я была зачислена на механико-математический факультет, в русскую группу. Было сложно, язык знала плохо. Хотела даже бросить учебу, но всякий раз передумывала.
Свободного времени не было, с утра до вечера сидела в библиотеке. Отец гордился, что его дочь учится в КазГУ. Я была первой в нашем многочисленном семействе, кто поступил в самое лучшее учебное заведение Казахстана. Потом я вышла замуж. Мой муж из Жанибекского района ЗКО. Он приехал меня сватать с матерью. Свадьбы не было, на это просто не было денег. Мы собрали вещи и уехали с супругом в новую жизнь…
Магрипа всюду следовала за мужем, занимавшим руководящие должности. Ее первое место работы – школа в посёлке Унгуртас Алматинской области. Затем были посёлок Жансугурово Талдыкорганской области, Алматы, Атырау, Актау, Мангышлак… За это время 23-летнюю Магрипу Искакову приняли в партию, доверяли руководящие должности в школах и техникумах.
В Уральск семья Искаковых приехала в 1979 году. На то время для нее нашлась только одна должность – директора школы №15. Попросили «пересидеть» на непрестижной работе несколько месяцев, пока не найдётся другая.
Сегодня вспомогательная школа-интернат №15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – современное просторное здание с хорошо оформленными классами и холлами, актовым залом, с мастерскими и медблоком, спортивным, тренажёрным залами. А тогда дети жили и учились в старом здании, где не было водопровода. Туалет – во дворе, воду носили из колонки, постиранные вещи сушили на батареях. Из-за сырости стены «расцветали» грибками. Мыться в баню ходили по расписанию в 7 утра, несмотря на зимние морозы. Тогда она поняла, что никуда отсюда не уйдет, ведь кто-то должен помочь детям, обиженным судьбой!
Первым делом добилась, чтобы школе выделили автобус, затем много лет работала над укреплением материальной базы. В здании сделали капитальный ремонт.
Она не терпела, когда ее детей называли умственно отсталыми, а ведь какое-то время эти слова были в официальном названии школы. Если новый учитель допускал пренебрежительное отношение к детям, он долго здесь не задерживался.
Чтобы повысить уровень подготовки педагогов, Магрипа Есенгуловна организовала в стенах школы №15 филиал московского университета им. Шолохова, где готовили педагогов коррекционных классов. Дополнительное образование таким образом получили 25 учителей, а затем около 50 – в Самарском коррекционном институте.
Ещё одним достижением стало выделение для ВСШ отдельной базы для летнего отдыха (в этом лагере дети отдыхают и сейчас).
Некоторых ребят на лето брали родители или родственники, но многие оставались в школе и с тоской смотрели в окна. Организовать летний отдых для сирот – самое малое, что могли для них сделать.
И только Магрипа Есенгуловна знает, чего стоило ходить по высоким инстанциям и доказывать, что её детям помощь необходима.
В переломных 90-х годах для ВСШ №15 построили новое здание в 4-м микрорайоне. Однако встал вопрос о передаче его обычной школе. Магрипа Есенгуловна «отвоевала» здание, пообещав в высоких инстанциях, что сделает свою школу лучшей в республике. И обещание выполнила. Здесь все эти годы проходят республиканские семинары по проблемам развития и адаптации детей с ограниченными возможностями и курсы повышения квалификации педагогов коррекционных классов.
Сейчас она не забывает учащихся ВСШ №15, приходит к ним в гости, дарит подарки. Они всякий раз звонят ей, считают, что она всё может – и квартиру выхлопотать, и холодильник достать.
И правильно считают, потому что она не остаётся равнодушной к проблемам своих выпускников – помогает, чем может. Ходит по различным инстанциям, нажимает на всевозможные рычаги. Добилась, чтобы её выпускника поставили в очередь на медицинский портал и сделали операцию. Так получается, что и во взрослой жизни этим людям нужна поддержка.
Магрипа Есенгуловна награждена орденом «Құрмет», её имя вписано в книгу «Заслуженные женщины Приуралья».