Блеф «песчаных» генералов

13 июня 2019
0
839

Как известно, 5 октября 2016 года в Астане на форуме межрегионального и приграничного сотрудничества подписано казахстанско-российское Соглашение по сохранению экосистемы трансграничной реки Урал. Логично ожидать от хозяйственников конкретных предложений и разработок по спасению уникальной реки. На деле, за редким, может быть, исключением, происходит совершенно обратное. Яркий тому пример – многолетняя возня вокруг песчано-гравийного участка «Месторождение Участок № 1, район Мясокомбинат» (в старых документах – месторождение «Уральское» или участок «Уральский») с целью передачи его под карьер. И вот однажды замелькали на берегах Затона Чапаева экскаватор и самосвалы. Речники, замечу, здесь ни при чём: они всегда добывали ПГС из русла. И с документами на это всегда был порядок – этими вопросами занимался опытнейший специалист Валерий Гузеев. А местные жители всё названивали в редакцию: тут у нас на берегу что-то копают…

В нашу гавань заходили корабли

На сайте Управления природных ресурсов и регулирования природопользования и в некоторых местных газетах 1 декабря 2016 года было размещено объявление «О проведении конкурса на предоставление права недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых». В объявлении в лоте № 6 указано: Уральское месторождение, участок № 1, район Мясокомбинат, добыча песчано-гравийной смеси в координатах 51 градус 14 минут 06 секунд – 51 градус 29 минут 16 секунд по Гринвичу.

Выставленный на конкурс участок находится в восточной части залива им. Чапаева – именно так на географических картах обозначена акватория, именуемая многими горожанами Затоном им. Чапаева. Так же – Затон им. Чапаева – называется и поселок речников.

Кроме него, на берегах залива расположены ТОО «Судоремонтный завод», единственный в западном регионе слип – устройство для подъема и спуска судов, причал, средняя школа № 33, спортивная школа по зимним видам спорта и рабочий флот Уральского филиала ГККП «Казахстан Су Жолдары» (бывшее Уральское предприятие водных путей).

Здесь же находится причал для отстоя, ремонта и зимнего хранения судов ТОО «Судоремонтный завод», ТОО «Эсторал», ТОО «Флот», ТОО «Дизельпром», ТОО «SiaLain», ТОО «Уралфлотсервис», ТОО «Уральская Судостроительная Судоремонтная Судоходная Компания». В этой же акватории находится коммерческий и личный водный транспорт индивидуальных предпринимателей и частных лиц. Сюда же регулярно прибывают на ремонт теплоходы различного назначения из Атырау, поэтому и суда наших соседей находятся в заливе им. Чапаева практически постоянно.

Коварная «грунтовка»

Залив им. Чапаева использовался для отстоя и ремонта судов еще в прошлом веке: в 1928 году на его берегах возникли Уральские судоремонтные мастерские, давшие начало одному из известнейших и авторитетных предприятий Приуралья советского периода – судоремонтно-судостроительному заводу им. В. Чапаева. В 70-х и 80-х годах силами отдела пути Уральского речного пароходства проводилось расширение залива до сегодняшних размеров.

Делалось это для строительства причала и слипа машиностроительного завода им. К. Ворошилова. Работы были остановлены по очень даже веской причине: в восточной части залива грунтовые воды залегали неглубоко, к тому же рядом били естественные родники. Это отлично помнят старожилы Уральска и все те, кто связан с рекой Урал.

Не «хапать лакомый кусок»!

Получается очень даже любопытная картина. Участок «Уральский», состоящий, в свою очередь, из участков №№ 1, 2, 3, граничит на севере с железной дорогой АО «Казахстан Темир Жолы» вплоть до железнодорожного моста через Урал, на юге – с рекой Урал, юго-западе – лыжным полигоном Управления по физической культуре и спорту ЗКО, на западе – заливом им. Чапаева.

Данное месторождение ПГС уже выставлялось на аукцион в 2014 году. Но по причине того, что эти земли не были резервированы, аукцион отменили, а месторождение сняли с конкурса, объявленного Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО. За нарушение закона никто наказан не был.

В 2015 году тогдашний аким области Нурлан Ногаев запретил выдавать участки под карьеры для добычи гравия. На заседании облакимата в августе 2015 года главу региона возмутило, что практически вся пойма Урала перекопана под разработку карьеров ПГС. Аким задался вопросом, ведется ли там работа на самом деле или же кто-то «хапает лакомые куски». По мнению Н. Ногаева, в первую очередь нужно думать о сохранности окружающей среды.

Но попытки превратить восточный берег залива Чапаева в карьер продолжались. А где же результаты геологических исследований, акт экологической экспертизы и прочие разрешительные документы? Их не было. Наверняка кто-то с этим категорически не согласится и сошлется на «Отчет о поисково-разведочных работах на песок и гравий в районе г. Уральска Западно-Казахстанской области Казахской ССР за 1955 год».

Да, именно за 1955-й: как нам стало известно из компетентных источников, таким древним документом козыряют некоторые предприниматели, жаждующие завладеть участком на восточном берегу залива Чапаева.

Но ведь больше 60 лет с той поры прошло! За это время своенравная река Урал много раз меняла русло, расширился Уральск, изменилась прилегающая к месторождению инфраструктура… Надо основываться на данных современной геологической, сейсмологической и экологической разведки, как того требует Закон «О недрах и недропользовании»: «Компетентный орган или местный исполнительный орган проводит конкурс и заключает контракты на добычу только после государственной экспертизы недр в отношении запасов месторождений и наличия утвержденных запасов» (ст. 46, п. 5). 

И уж совсем странно видеть в объявлении координаты всего двух опорных точек. Неужели «будущий карьер» имеет вид прямой линии, а не геометрической фигуры – треугольника, квадрата, прямоугольника? Что это – забывчивость, определенный умысел или некомпетентность? Во всех других объявлениях указаны куда более подробные координаты.

Видно быть потопу?

Передача необследованного участка под карьер и уж тем более его интенсивная разработка может привести к прорыву вод Урала по новому руслу, затоплению в половодье прибрежных территорий района мясокомбината, Затона Чапаева и дачного массива в пойме Урала ниже так называемой Черной речки и Быстрого яра. А ведь это самые уязвимые в половодье места!

Даже если основываться на данных отчета 1955 года, некоторые его результаты, мягко говоря, ставят под сомнение целесообразность разработки участка «Уральский»: «Глубина залегания подземных вод по пройденным на участках скважинам находится от 0,50 до 8,00 м от поверхности. …Обычно уровень грунтовых вод находится в верхнем горизонте песчано-гравийных отложений. Водообильность водоносного слоя довольно значительная…»

Если в результате необдуманной разработки Уральского месторождения, течение, упаси Бог, будет бить в берег, на котором стоит судоремонтный завод, это наверняка вызовет разрушение причалов и другой прибрежной инфраструктуры. Пострадает и слип, который специально строился не на стремнине, а на берегу участка реки со стоячей водой, как того требуют технические и строительные нормативы.

Сюрпризы «бешеной реки»

С Уралом вообще шутки плохи. Волгари, впервые попавшие на Урал в 1925 году, когда на реке открылось регулярное судоходство, называли его «бешеной рекой». Скорость течения Урала в половодье достигает 10 и более километров в час. Он не только рвет берега, но меняет русло так, что впору ежегодно печатать новые лоцманские карты. Капитан Александр Стариченков, ныне покойный, преподавал в школе комсостава пароходства специальную лоцию: судоходная обстановка на «бешеной реке» часто менялась в мгновение ока. Примеры? Да сколько угодно! Можно даже обратиться к последним, маловодным годам.

До 2012 года на Жемчужном перекате ниже устья Чагана были изумительные обширные песчаные пляжи. После половодья течение резко изменило направление, вымывая на месте отмелей огромные воронки. Берег густо зарос тальником, по топким берегам сюда стало добираться все труднее. Вот и рыбачат теперь дачники напротив Ханской рощи…

На лоцманской карте 1943 года напротив Учужного затона значился Непроходной яр. Его уже лет 40 нет: Урал резко ушел влево, на юго-запад, срезав метров 150. Река поглотила две дороги, магазины, двухэтажные дачи с резными балконами и множество огромных деревьев.

Молодежь удивляется, узнавая от старожилов, что раньше устье Учужного затона было напротив той же Ханской рощи. В затоне зимовали два дебаркадера, десятки теплоходов, барж, плавкранов, стояла даже огромная плавучая нория, используемая на хлебоперевозках. А начинался Учужный затон выше нынешней стелы!

Урал, похоже, собрался пробить себе новое русло около Учужного затона: ежегодно срезал перемычку, отделяющую его от реки, и теперь течение бьет прямо в Учужный яр. Садоводы давно убежали оттуда, предпочитая брать участки подальше от Урала. От затона же осталась жалкая лужа, которую приходится периодически углублять плавкраном, чтобы обеспечить доступ воды к насосам для полива участков.

Засасывающая способность грунтов реки просто фантастическая: порой затонувшие баржи через два-три месяца затягивало так, что обнаружить их мог только водолаз. Вот что такое Урал. Вот с какой рекой вознамерились шутить некоторые наши хозяйственники! А может, не надо строить из себя генералов песчаных карьеров, а прислушаться к голосу разума?

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top