Жемчужина у Каспия

19 ноября 2015
0
1570

(Продолжение. Начало в №45, 46)

Не в обиду будет сказано, но в Астрахани мне все время казалось, что наши градоначальники пытаются подражать своим волжским коллегам. Там тоже вырубают деревья, возводят фонтаны и весь центр выложили брусчаткой. Конечно, по размаху, великолепию и чистоте несравнимо, но похоже. Правда, у нас центр скоро окончательно переместится в микрорайоны, во всяком случае, это там строят роскошные дворцы и площади с каскадами фонтанов, прямо, как у арабских шейхов.  А набережную Урала, которая могла бы стать визитной карточкой города, окончательно угробили. В Астрахани набережная – главный променад. А микрорайоны застраиваются также, как у нас, многоэтажками, но без дворцов и фонтанов, и они не расползаются на гектары в калмыцкие степи.

Сады и садики

Про все астраханские микрорайоны не знаю, но на Балде (так в народе называют один из рабочих городских районов по названию реки Балды, притока Волги) почти ничего не изменилось. Там, на улице Красных зорь жила когда-то моя двоюродная бабка и две двоюродных тетки. Тетю Маню Егорову мы еще застали в живых, когда были в Астрахани 18 лет назад. На Сталинградском фронте она была зенитчицей, в молодости любила петь и лихо била чечетку под частушку, которую я помню до сих пор. «Что ты, что ты, что ты, что ты, я солдат девятой роты, тридцать первого полка, ланцы-дринцы гоп-цаца!».

Вообще, в Астрахани, особенно в рабочем районе на Балде пили много. Наверное, этому способствовало то обстоятельство, что здесь находились такие важные «стратегические» объекты, как икоро-балычный завод и мясокомбинат, то есть недостатка в закуске не было. Пекли пироги с рыбой, накрывали длинные столы в садиках, под виноградным шатром собиралась вся родня, соседи и пели протяжные грустные песни про девушку, которую ямщик вез «тройкой почтовой», а потом «кто-то выстрелил вдруг прямо девушке в грудь, и она, как цветочек завяла», про Стеньку Разина, и мне до слез было жалко и девушку, которая «из тюрьмы темной ночкой бежала», и персиянку, которую Стенька «вразмах» бросил в Волгу. «А она умела плавать?» – приставала я к взрослым, надеясь, что персиянка спаслась.

Красивое название улице потом сменили, хотя оно ей очень подходило, там действительно и утром, и вечером были красивые красные зори. Время там, кажется, застыло: те же пыльные улицы, старые частные дома с садиками и виноградниками, под которыми наверное и сейчас накрывают столы и поют про Стеньки Разина челны, те же бабушки, торгующие на улице овощами и фруктами. И так же, как у нас в частном секторе, среди старых домишек кое-где возвышаются помпезные особняки.

Почти уничтожен садик, он был на балансе какого-то, еще в 90-е годы канувшего в лету предприятия. Когда-то здесь была эстрада, концерты, танцплощадка, летний кинотеатр, фонтан. Этот садик уже давно был в запустении, а теперь от него остались лишь жалкий кусочек с чахлыми кустами, забросанными пустыми бутылками и разным хламом, да бетонные основания от фонтана и эстрады. Удивительно, что он еще не полностью застроен: земля в этом старом районе города – на вес золота. Но в России не так-то просто превратить землю общего пользования в частную.

Самый известный сад Астрахани – Аркадия, в народе его всегда называли ласково Аркаша. «Куда идешь?» – «В Аркашу». Так он назывался до революции, так его называли, когда он стал парком культуры и отдыха имени Карла Маркса, так он называется и сейчас. По возрасту он приблизительно ровесник нашему парку.

Главным украшением Аркадии был летний театр. Это был шедевр деревянного зодчества. Но ему не везло: театр горел трижды. Первый раз – в 1889 году. Через три года по проекту архитектора Шкателова театр был возведен снова. Но через два года театр опять сгорел.

Хозяин сада, купец Полякович был человек упорный. Он снова взялся за возведение здания театра. Для поиска лучших мастеров резьбы по дереву он отправил в Вятку своих сыновей. Вятка такими мастерами славилась и вскоре на баржах прибыли в Астрахань деревянные «кружева» нового театра Украшенный башенками с острыми шпилями, множеством лесенок, словно сплетенный из деревянных кружев, театр напоминал сказочный терем. В таком же стиле были сделаны ворота в парк: входишь и попадаешь в сказку.

В театре, построенном без единого гвоздя, в 19 веке было электрическое освещение, акустические возможности отвечали всем требованиям того времени. Зал был рассчитан на 700 мест, внутри, кроме партера, располагались два яруса лож и галерка. Кого только ни помнят узорчатые стены театра! На его сцене пели Шаляпин, Собинов, Козловский, гастролировали труппы Немировича-Данченко, Собольщикова-Самарина. Астраханцы видели игру таких известных артистов, как Орленев, Савина, Нежданова, Комиссаржевская. Именно здесь начиналась блистательная карьера народных артистов СССР Андрея Иванова и Марии Максаковой.

Этот театр просуществовал долго, постепенно ветшая и разрушаясь. Помню, как сокрушалась моя астраханская родня: театр пустует, пропадает, днем там лазают мальчишки, по ночам он становится пристанищем бомжей. Задняя стенка театра к тому времени уже стояла на подпорках. Говорят, что пожарные не раз предупреждали управление культуры, на балансе которого находился парк и театр: нужна охрана. Но чиновники не вняли. И случилось то, чего опасались: театр сгорел. Это случилось 13 ноября 1976 года. Рассказывали, что театр было не спасти, несмотря на то, что пожарные прибыли быстро, а недостатка воды в Астрахани нет: огонь мигом охватил сухие деревянные конструкции, какое-то время еще стояли башни, но и они рухнули в пламя. В то время перед парком, со стороны цирка был большой пустырь. Увидев, что горит парк, туда сбежались горожане. Люди смотрели, как горит их детская сказка и плакали.

Стоящий рядом ресторан – ровесник театра – от огня отстояли. Но его снесли, когда возводили новый Летний гастрольный театр – некрасивое, неуклюжее здание, совершенно не соответствующее старинному парку и несравнимое с утраченным.

Но сам старый парк до сих пор не утратил очарования своих тенистых аллей. Конечно, там появились новые аттракционы, всевозможные дорожки для катания на роликах и скейтах. Говорят, что парк соблюдает давнюю астраханскую традицию: в День рыбака в большой фонтан пускают рыбу и разрешают ее ловить на удочку.

Еще один милый сердцу старый садик находится в центре, недалеко от кремля. Его называют Братским. До революции он назывался Александровским, в центре стоял памятник Александру Второму с надписью «Царю-освободителю». После революции памятник царю снесли, а на его постаменте установили фигуру рабочего с винтовкой в руках – памятник тем, кто устанавливал советскую власть. Здесь они и похоронены. В годы Великой Отечественной войны тут похоронили 25 погибших в боях с фашистами. Памятная доска извещает, что на фронт ушли 150 тысяч астраханцев, 77 тысяч из них – погибли. Через этот садик в детстве мы бегали на Волгу, был он пыльным и неухоженным. Сейчас – не узнать. Дорожки, фонтаны, фонари, скульптуры, как и повсюду в центре. Недавно в Братском садике установили скульптуру астраханскому казаку. Правы, наверное, были бабки: не только красноармейцев хоронили там в Гражданскую.

Старый и новый «модерн»

Еще один большой парк – имени Ленина – находился недалеко от вокзала. Он не пользовался такой любовью и популярностью у астраханцев, как Аркадия, и, кажется, они особенно не переживали, когда на его месте в 2007 году начали возводить здание театра оперы и балета.

Это был проект по инициативе высшего руководства Российской Федерации, что, однако, не помешало превратить его в долгострой. В Астрахани до сих пор еще не утихли разговоры о том, сколько «отмыли» на строительстве этого роскошного дворца. Говорят, что Путин лично дал два миллиарда рублей для того, чтобы театр достроили.

По роскоши отделки и убранства рядом с этим театром, кажется, даже Эрмитаж отдыхает. Снаружи он похож на дворец и на храм одновременно. Архитектура напоминает чем-то соборы Астраханского кремля. Перед строительством был проведен конкурс проекта, и победил московский архитектор Алексей Денисов. Этот архитектурный стиль называют «псевдорусским с элементами модерна». По замыслу это здание – культурный центр на южном направлении России, здесь не только ставят спектакли, балеты, оперы, мюзиклы, но и проводят разные мероприятия, встречи, приемы. В сентябре, например, здесь проходил прием участников медиафорума и награждение победителей конкурса «Каспийская мечта». Нам устроили экскурсию по театру (52,6 тыс. кв. м.) и показали отрывок из хореографической кантаты Карла Орфа – акустика в огромном зале великолепная, говорят, что при строительстве консультировались со специалистами парижской Гранд-опера и петербургским Мариинским театром.

Самый знаменитый кинотеатр Астрахани – «Октябрь». До революции кинотеатр назывался «Модерн» (сейчас так называется один из зрительных залов кинотеатра). Первый в Астрахани «грандиозно-электрический» кинотеатр был построен в 1909 году по проекту известного астраханского архитектора Вальдовского. По его же проектам здесь построены здания коммерческой биржи (сейчас там ЗАГС) и правление астраханского казачьего войска (ныне музей Боевой славы). Это тоже самые красивые старинные здания города.

Ни один наш приезд в Астрахань не обходился хотя бы без одного похода в «Октябрь», и это всегда был праздник. В детстве я еще застала его знаменитый вход – в виде пасти дракона со сверкающими глазами. Это не только кинотеатр, но одновременно и зимний сад, и зоопарк. В нишах фойе – большие аквариумы с разными рыбками, в том числе с маленькими осетрами, в саду экзотические птицы – фазаны, попугаи, павлины, а под стеклянной крышей множество тропических растений – финики, пальмы, канарские фикусы. Они были такими большими, что смыкались кронами. Позже в ботаническом саду завели еще экзотических животных – попугаев и обезьянок. Специальная аппаратура круглый год поддерживает в саду тропический климат – 25 градусов тепла, и определенную влажность, которую обеспечивают водопад и фонтан.

Сейчас вековые пальмы так разрослись, что их верхушки упираются в стеклянную крышу. И оранжерея снова на реконструкции, крышу обещают сделать раскрывающейся, а сад открыть к 300-летию образования Астраханской губернии в 2017 году.

(Продолжение следует)

Фото: автора и Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top