Земля души

11 августа 2016
0
1925

(Продолжение. Начало в № 31)

Селение Алахадзыхь, в котором я обосновался на непродолжительное время, расположено на черноморском побережье между городами Гагры и Пицунда. Оно очень старое и известно тем, что еще в античные времена тут находился религиозный центр. Название на русский переводится примерно так: родник у инжира. Инжир у племен, населявших когда-то эти места, считался священным деревом. И возле него производились жертвоприношения. Потом было византийство – годы установления христианства. Говорят, что до сих пор в селе сохранилась базилика, возведенная в ту далекую эпоху. К сожалению, увидеть ее мне не удалось.

Да что там базилика! Несмотря на неоднократные попытки составить себе четкое и ясное представление о старинном селе, о его жителях, я, можно сказать, потерпел фиаско.

Начиная пешеходный маршрут от «своего» пансионата, стоявшего почти на самом берегу моря, я вместо улиц, в конце концов оказывался где-нибудь на малонаезженной дороге среди леса или садов. И спросить некого – вокруг ни души. Как-то увидел у самой обочины небольшое зданьице, заглянул внутрь – магазин продовольственных товаров. Вполне такой современный. И тоже ни души. Через некоторое время из маленькой боковой комнаты на шум у входа вышла пожилая симпатичная женщина и воззрилась на меня в ожидании покупки. А меня подмывало спросить, мол, для чего они тут, кого обслуживают… Но что-то удержало. И лишь пройдя по дороге вперед еще немного, я получил ответ на свой невысказанный вопрос. С правой стороны за деревьями я увидел два-три кучно стоявших многоэтажных дома. Дальше продолжать свое знакомство с населенным пунктом я не рискнул. Я просто не знал куда идти. Это, пожалуй, было как если бы оказаться где-то в лесу на пересечении двух пустынных дорог… К тому же в этот день стояла очень жаркая и солнечная погода, не располагавшая к длительным прогулкам.

Не намного больше приоткрывался таинственный Алахадзыхь и тогда, когда мы неоднократно проезжали через него, направляясь на экскурсии в другие районы Абхазии. Он появлялся и тут же исчезал за окнами автобуса фрагментарно: где-то это был какой-нибудь промышленный объект или просто два-три жилых кирпичных дома, утопавших в буйной зелени садов. Между тем Алахадзыхь – достаточно крупный населенный пункт, а уж по абхазским меркам, где население всей республики составляет немногим более 240 тысяч человек, тем более. В Алахадзыхе, или, как его еще называют, Алахадзы, проживает около трех тысяч человек. Абхазы, армяне, грузины, русские, украинцы, греки. Целый интернационал! И как ни странно, больше всего здесь армян – почти каждый второй. Откуда они тут? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо снова углубиться в историю. На этот раз не очень далекую.

Сто лет назад, а точнее в 1915 году, в Османской империи произошел геноцид армян. Были убиты сотни тысяч человек. Те же кому удалось спастись, вынуждены были навсегда оставить родные края. Немало их тогда осело в Абхазии, в том числе в Алахадзыхе. Поселенцам выделили земельные участки, помогли материально обустроиться на новых местах.

Вспоминается встреча кое с кем из местных, произошедшая на дороге возле магазина, о котором я уже выше упоминал. Два старичка-велосипедиста притормозили возле крыльца для того, чтобы произвести какие-то нехитрые покупки. Разговорились. Оба – армяне. Живут на пенсии, которые, даже в сравнении с российскими, весьма скромные.

– Ни разу не возникало мысли уехать отсюда куда-нибудь? – спросил я престарелых друзей.

Мой вопрос, кажется, несколько удивил их. Не сразу, подумав, они ответили любопытному туристу:

– Нет. Мы любим свои края. Здесь родились, выросли – куда ехать?! А пенсии у нас, конечно, небольшие, хотелось бы какой-никакой прибавки… Однако, – заключили они, – мы приспособились на это жить, сводить концы с концами.

Эти армяне, как и многие их соотечественники, живущие ныне на берегах протекающей поблизости реки Дзыбь, были потомками тех, кому в начале прошлого века чудом удалось спастись от массовой резни на территориях, относящихся к нынешней Турции.

Ежегодно в летний сезон численность населения Алахадзыха резко возрастает. Сюда отовсюду съезжаются любители тихого семейного отдыха, удаленного от шумных городов и больших скоплений туристов. В Алахадзыхе много мини-отелей и гостевых домов. Считается, что именно здесь Чёрное море чище, чем в других местах. А еще – влажный субтропический климат с произрастающими здесь цитрусовыми, киви, хурмой, алычой и многими другими фруктами. Подавляющее большинство отдыхающих – из России.

Теперь трудно представить, что когда-то Абхазию называли «южной Сибирью» и существовало даже наказание: неугодных правительству лиц ссылали сюда на жительство. Именно здесь, в селении на берегу моря, в самом начале прошлого века произойдут события, которые в судьбе абхазского края сыграют, без преувеличения, судьбоносную роль. И связаны они будут с именем Николая Игумнова, очень богатого ярославского купца, мануфактурщика, владельца золотых приисков в Сибири.

Н.В. ИгумновВ 1901 году купец или, как теперь сказали бы, – олигарх, решил устроить в своем роскошном московском особняке бал и пригласил на него городскую знать. Пол в зале он усыпал множеством золотых монет, совсем недавно отчеканенных. Все бы ничего, да вот только монеты, на которых танцевали-топтались гости, были с профилем императора Николая II… Об этом возмутительном деле доложили в Питер самому царю и вскоре последовало высочайшее монаршее распоряжение: купца 1-й гильдии Игумнова сослать в Абхазию. Судьбе было угодно, чтобы местом ссылки опального купца и стал Алахадзы. В те времена это были болотистые, гибельные места с тучами комаров – разносчиков малярии. Однако Николай Васильевич не впал в отчаяние. Он начал в больших количествах завозить сюда и высаживать эвкалипты и кипарисы, влаголюбивые растения. Таким образом удалось осушить обширные территории и на землях, отнятых у болот, удобренных специально привезенным сюда черноземом с Кубани, высадить цитрусовые, киви, манго, разбить плантации камфорных и хинных деревьев. Обзавелся купец также большим племенным животноводческим хозяйством. Он построил рыбоконсервный завод, предприятие по выпуску бамбуковой продукции.

Когда в крае установилась Советская власть, Николай Васильевич добровольно отдал на благо народу все свое огромное состояние. А сам устроился трудиться простым агрономом в совхозе имени III Интернационала, который был создан на территории его бывшего имения.

Умер Николай Васильевич Игумнов в 1924 году. Его имя нигде в Абхазии официально не увековечено, но оно живет в благодарной памяти народа, в легендах и сказаниях, сложенных о нем. А если взглянуть из космоса, то можно отчетливо увидеть инициалы «И.Н.В.», которые образуют когда-то посаженные при его непосредственном участии кипарисовые аллеи.

(Продолжение следует)

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top