Уральцы отвечают на вопрос: – Соответствует ли уровень дополнительного образования в Уральске задачам профориентации школьников?

1 марта 2018
0
1723

Умит Шадеева,
директор Центра внешкольной работы:

– Безусловно. Ведь сегодня наш город успешно развивает богатейшие традиции дополнительного образования, заложенные при СССР. Сегодня Западно-Казахстанская область по этому направлению, особенно по охвату детей – лучшая в стране. В небольшом городе 10 организаций дополнительного образования, в том числе четыре музыкальных школы! Введён в строй Дворец школьников, при этом по просьбе родителей сохранён ЦВР, и нам есть, кем гордиться.

Наш воспитанник Максим Письменов – один из лучших фотографов республики, Виталий Потиченко завоёвывает высокие места в планерном спорте, на местном телевидении трудятся сразу несколько наших воспитанников, получивших отличную школу в литобъединении «Отражение».

А сколько известных шахматистов и тренеров вышло из нашей шахматной школы!.. У нас успешно действует ещё одна школа – акынов… С другой стороны, дальнейшее развитие дополнительного образования тормозится его слабой материальной базой, в республике не готовят педагогов этого направления, не отработаны нормативные документы, есть проблемы с учебными программами. А тут ещё хотят передать дополнительное образование в конкурентную среду, что может уменьшить количество занимающихся. Соответственно, это негативно отразится и на профориентации. Поэтому спешить с таким шагом нельзя, необходимо всё хорошенько взвесить!

 

Сауле Акимова,
преподаватель университета:

– Внешкольная работа, дополнительное образование очень помогают детям в выборе профессии. Любой кружок, секция развивают у ребёнка способности, создают стимулы к творчеству. Когда моя дочь пришла в ЦВР, то записалась в несколько кружков – по танцам, рисованию, шахматам… Сейчас она ходит в нулевой класс и говорит мне, что хочет стать шахматистом, скульптором… Со временем она, конечно, выберет свою главную дорогу, но тут очень важно, что детям предлагается широкий выбор занятий, они приходят заниматься в центр сами, и делают это с большим желанием.

Моя дочь за полгода занятий шахматами у Адильбека Ибрагимова и других тренеров заняла первые места в городе, области, а недавно завоевала «бронзу» в блице на чемпионате Казахстана в Алматы в своей возрастной категории. Хорошо, что ввели в строй Дворец школьников. Но надо больше строить объектов дополнительного образования. Например, в Зачаганске и других районах Уральска, где их нет.

 

Григорий Макшеев,
предприниматель (от фото отказался):

– Я всё больше убеждаюсь в том, что толку от дополнительного образования в плане профориентации школьников больше, чем от самой школы. Там нет системной работы, всё, за редким, может быть, исключением, пущено на самотёк. Раньше многое было понятно. И дело даже не в повальном шефстве предприятий над школами и училищами, экскурсиях и беседах.

Мой отец рассказывал, что в школе, где он учился, никакой профориентацией не занимались, только имитировали её. Зато отец и несколько его одноклассников без всякой профориентации поступили в ПТУ, успешно окончили их и устроились на тогдашний Ворошиловский завод и другие предприятия Уральска. Почему? Да потому, что рабочие специальности котировались очень высоко и зарабатывали на производстве прилично. Человек труда, рабочий, пользовался особым почётом и уважением. Ему посвящались книги, фильмы, о нём слагали стихи и пели песни. Это и была настоящая профориентация на государственном, если хотите, уровне! Именно она нивелировала все изъяны и недоработки в профориентационной работе в школе. Что касается дополнительного образования, то мы до сих пор «едем» на советском заделе, используем созданную тогда сеть учреждений этого профиля.

Но сегодня другие времена, рыночные. Нужно работать тоньше, по современным методикам, но в то же время развивать дополнительное образование на государственном уровне. Частник начнёт зарабатывать на детях – далеко не каждый приведёт своего ребёнка в такое учреждение!

Поэтому ко всяким «реформам» и «оптимизациям» дополнительного образования нужно относиться с большой осторожностью. Иначе от профориентации ничего не останется.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top